Решения Коллегии

Решение расширенного заседания Коллегии от 26 февраля 2002 г. (годовая)

"Об итогах работы центрального аппарата, территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2001 году и задачах на 2002 год"

Коллегия МАП России рассмотрела на расширенном заседании "Итоги работы центрального аппарата, территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2001 году и задачи на 2002 год" и отмечает.

В 2001 г. антимонопольные органы продолжали совершенствовать систему реализации антимонопольного законодательства на товарных рынках и рынках финансовых услуг, законодательства о рекламе и о защите прав потребителей, принимали меры по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства, обеспечивали государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области связи. Особое внимание центральный аппарат, территориальные управления МАП России уделяли выявлению и пресечению фактов монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению и устранению антиконкурентных действий, допускаемых органами исполнительной власти, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и малого предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, дестабилизируют экономику страны.

1. Антимонопольный контроль на товарных рынках.

В 2001 г. с целью пресечения нарушений Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" возбуждено 8540 дел (на 31% больше чем в 2000г.), выдано предписаний об устранении нарушений 2914 (на 7,6% больше по сравнению с 2000г.).

Существенно расширили административную практику Амурское, Владимирское, Волгоградское, Дагестанское, Дальневосточное, Приморское, Ростовское, Свердловское, Северо-Восточное, Южно-Сибирское территориальные управления, территориальное управление по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Рост числа возбужденных дел произошел в основном за счет существенного увеличения выявления фактов монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти. Количество дел по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением увеличилось на 19%, а по фактам антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти - на 13,5%. Это свидетельствует о совершенствовании антимонопольными органами контрольной работы, усилении их влияния на создание благоприятных условий для развития конкуренции и предпринимательства.

Более двух третей нарушений, связанных с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов, приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, являющихся стратегическими, от четкой работы которых зависит стабильная деятельность всех отраслей экономики. При этом значительно, почти на 10%, возросла доля злоупотребления доминирующим положением предприятиями электроэнергетики.

Результаты работы антимонопольных органов в 2001 г. свидетельствуют о том, что антиконкурентная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не сокращается и представляет более серьезную угрозу для конкуренции и развития предпринимательства даже по сравнению с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов. Действия органов исполнительной власти, ограничивающие конкуренцию, создают барьеры для предпринимательской деятельности, препятствуют укреплению вертикали государственной власти, разрушают единое экономическое и правовое пространство.

Решению указанных проблем посвящена значительная часть послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г. Определенный вклад в ее выполнение внесли антимонопольные органы.

В целях пресечения монополистической деятельности органов исполнительной власти в 2001 г. возбуждено 990 дел (111% к 2000г.). По результатам их рассмотрения выдано 762 предписания об отмене или изменении принятых нормативных правовых актов, о прекращении иных нарушений, из них около 80% исполнены, остальные находятся в стадии исполнения. Продолжается рост заявлений в антимонопольные органы о нарушении антимонопольного законодательства органами исполнительной власти. В полтора раза увеличилось количество заявлений о совмещении функций органов власти с функциями органов управления хозяйствующими субъектами, на четверть выросли заявления по поводу необоснованных препятствий деятельности хозяйствующих субъектов. Наибольший рост заявлений о таких нарушениях отмечается в Центральном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах.

Расширилось также выявление нарушений по инициативе антимонопольных органов. Общее количество выявленных правонарушений антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявлений и по инициативе антимонопольных органов выросло почти на две трети.

Продолжался рост числа ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов, поступающих в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства для контроля процессов экономической концентрации. В 2001 г. по сравнению с 2000г. рассмотрено на 34% больше ходатайств и уведомлений (20992), что свидетельствует, с одной стороны, о нарастании процессов перераспределения прав собственности, а, с другой, является результатом усиления контроля антимонопольных органов за выполнением требований антимонопольного законодательства.

2. Антимонопольный контроль на рынках финансовых услуг.

В отчетном году значительно выросла практика контроля Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". По инициативе антимонопольных органов и на основании заявлений в 2001 г. возбуждено в 3 раза больше дел по сравнению с 2000г. Наибольшее количество нарушений выявлено на рынке страховых услуг, допускаемых как органами исполнительной власти, так и крупными хозяйствующими структурами (в том числе создание неравных условий конкуренции для участников рынка страховых услуг).

Принимались меры по ограничению антиконкурентных действий банковских структур, занимающих на рынке банковских услуг доминирующее положение. Значительные усилия предпринимались по пресечению попыток создать льготные условия деятельности на рынке отдельным кредитным организациям. Выявлены и пресечены факты предоставления органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления не предусмотренных законодательством льгот и преференций отдельным компаниям с одновременным ограничением деятельности других финансовых организаций на определенном сегменте финансового рынка. Имеются случаи заключения антиконкурентных соглашений финансовых организаций, в том числе с участием органов исполнительной власти и иных юридических лиц, приводящих к разделу рынка по территориальному признаку, по видам представляемых услуг, по клиентуре.

С целью предотвращения монополизации рынков финансовых услуг в 2001 г. рассмотрено 1493 ходатайства и уведомления, связанных с перераспределением прав собственности и иными случаями, предусмотренными антимонопольным законодательством, (почти на 90% больше по сравнению с 2000г.).

3. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Государственный контроль законодательства о рекламе.

Результаты предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции показывают, что по-прежнему основную долю нарушений составляет реализация товаров (работ, услуг) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Наиболее часто незаконно используются товарные знаки. Доля таких дел в 2001 г. составила почти две трети в общем количестве дел, связанных с нарушением исключительных прав. Наибольшую сложность представляют дела, связанные с нарушением исключительных прав на изобретения и промышленные образцы, антимонопольные органы принимали меры по совершенствованию правоприменения в этой сфере. Увеличилось количество обращений в МАП России и его территориальные управления в связи с недобросовестным использованием наименований мест происхождения товаров. Правовая практика выявила определенные сложности, связанные с несогласованностью российского законодательства об охране интеллектуальной собственности, с одной стороны, и законодательством о стандартизации и сертификации (и разработанной на его основе нормативно-технической документацией, в первую очередь государственными стандартами), с другой стороны.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции в 2001 г. центральный аппарат и территориальные управления МАП России возбудили 114 дел, из них четверть рассмотрена по инициативе антимонопольных органов.

В 2001 г. МАП России и его территориальные управления проводили политику, направленную на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. С этой целью антимонопольные органы рассмотрели около 11 тыс. фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, из них по 42% возбуждены дела (более 2300 дел).

Наиболее распространенным видом нарушений является неисполнение субъектами рекламной деятельности общих требований к рекламе, установленных ст.5 Федерального закона "О рекламе" (размещение рекламы без указания номера лицензии и наименования органа, ее выдавшего; отсутствие пометки "подлежит обязательной сертификации" в рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации, и др.). Доля указанных нарушений составила 54% общего числа.

Значительными остаются нарушения п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" в части рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий и ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В 2001 г. доля таких нарушений по сравнению с 2000г. возросла и составила 11%. При этом отмечается рост количества пресеченных антимонопольными органами фактов распространения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков.



4. Государственный контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области связи.

В 2001 г. МАП России проводил политику установления тарифов на услуги транспорта и связи с учетом баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги субъектов естественных монополий на транспорте и связи проводилось при наличии соответствующих экономических оснований.

В 2001 г. сбалансированная тарифная политика обеспечила успешную деятельность в области грузовых перевозок железнодорожным транспортом. В соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте утвержден план-график унификации грузовых железнодорожных тарифов. Правление МАП России приняло решение по реализации первого этапа унификации тарифов, предусматривающее переход на оплату перевозок железнодорожным транспортом экспортно-импортных грузов через российские порты по Прейскуранту 10-01. В результате реализации указанного решения средний уровень тарифов Прейскуранта 10-01 вырос на 18 %. В тоже время для большинства социально-значимых грузов (уголь, минерально-строительные грузы, продовольствие) увеличение тарифа составило не более 5%. В качестве основного критерия унификации грузовых железнодорожных тарифов был выбран критерий сохранения доходов железнодорожной отрасли. По итогам реализации первого этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов не выявлено существенного снижения объемов доходных поступлений отрасли, показатели грузооборота также не претерпели существенных изменений.

В целях выполнения решения Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте о поэтапном прекращении перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте проиндексированы тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании, тарифы на железнодорожные перевозки багажа, грузобагажа, платы за пробег багажных, пассажирских, грузовых и изотермических вагонов, следующих в составе пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов. МПС России предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в вагонах типа СВ всех категорий поездов, скоростных поездах ЭР-200 (№161/162 и№162/163), в купейных вагонах фирменных поездов.

Установление тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки осуществлялось при частичном сохранении убыточности данных услуг, которая обусловлена значительной социальной нагрузкой - большой численностью льготных категорий граждан. При этом компенсации недополученных доходов за счет средств бюджетов всех уровней не происходит, вследствие чего сохраняется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

МАП России принимал активное участие в разработке положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Разработаны и утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы для 13 морских портов и связанные с ними услуги, тарифы на услуги, предоставляемые судам, а также положения о порядке их применения. Принято 28 решений по изменению действующих тарифов в морских портах. В Реестр субъектов естественных монополий на транспорте включены 43 морских предприятия. Важно отметить, что к настоящему времени тарифы всех крупнейших морских торговых и рыбных портов рассмотрены и утверждены правлением МАП России. Решения правления, как правило, не предусматривали значительного изменения тарифов на перевалку внешнеторговых грузов, а для каботажа грузов имели своей целью минимальное изменение уровня тарифов.

В 2001 г. МАП России продолжил регулирование цен на услуги речных портов. Разработаны и утверждены предельные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, положения о порядке их применения, предельные тарифы по комплексному обслуживанию флота для 23 речных портов. Принято 16 решений по изменению действующих тарифов в речных портах. В результате средний уровень повышения тарифов в речных портах в 2001 г. составил 24 %. Для многих хозяйствующих субъектов тарифы на услуги речных портов в 2001 г. не изменялись.

Правление МАП России рассмотрело тарифную ситуацию в 41 аэропорте Российской Федерации. Ставки аэропортовых сборов и тарифов увеличены в среднем 31,2%. Расходы авиакомпаний на обслуживание в аэропортах возросли в среднем на 23,2% (на внутренних воздушных линиях) и на 24,4% (на международных воздушных линиях). При подготовке соответствующих решений правление МАП России исходило не только из обоснованности затрат при формировании стоимостной основы регулируемых аэропортовых сборов и тарифов, но и из необходимости обеспечения безубыточной деятельности аэропортов Российской Федерации.

Тарифная политика в сфере услуг связи была направлена на сохранение доступности услуг связи и активизацию роста их объема. Продолжена работа по увязке тарифов с потребностями в развитии и модернизации сетей связи, упорядочены и стабилизированы взаиморасчеты региональных операторов связи за услуги телеграфной связи, а также за пропуск междугородного трафика с ОАО "Ростелеком". Проведена работа по обеспечению согласованности действий центрального аппарата МАП России и региональных властей в реализации единой тарифной политики. В этих целях с органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации МАП России заключил соглашения об информационном взаимодействии.

Реализация намеченных направлений тарифной политики при имевшем место приросте объемов предоставления услуг позволила отрасли за 2001 г. получить 123,7 млрд. рублей доходов. При этом практически 90 % дополнительно полученных от увеличения тарифов доходов были направлены на финансирование развития средств связи. Налоговые поступления отрасли в консолидированный бюджет за этот период составили 49,5 млрд. руб.

Решениями правления МАП России утверждены предельные величины интегральных расчетных цен (такс) для расчета операторов связи с ОАО "Ростелеком" с вводом в действие с 01.08.2001 г. и с 01.01.2002 г. с учетом индексации линейной и оконечных расчетных такс (составляющих ИРТ) на 25%.

Услуги общедоступной электрической связи. В 2001 г. тарифная политика активизировалась в направлении сокращения перекрестного субсидирования как между отдельными подотраслями, так и по категориям потребителей. При этом уровень тарифов обеспечивал компенсацию текущих затрат и прибыль, необходимую для развития средств связи.

Учитывая большой разрыв между тарифами для населения и себестоимостью предоставляемых услуг, оптимизация тарифов проводилась поэтапно, с 1999 г. В результате тарифы на услуги местной телефонной связи населению повысились в среднем за период с 1998г. по 2001 г. в 2,8 раза, то есть практически в меру роста цен на потребительском рынке.

Индексы роста некоторых видов тарифов на услуги связи по отдельным регионам существенно превысили индекс роста цен на промышленную продукцию. В наибольшей степени увеличены тарифы по г.Москве. Так, только за 2001 г. абонентская плата за телефон для населения возросла с 52 до 70 руб. (рост - 134,6%), а в январе 2002 г. она составила 84 руб. (161,5% к январю 2001 г.). В целом в результате индексации в 2001 г. тарифы на услуги связи для населения (в среднем по стоимости корзины потребительских услуг) увеличились на 12 %, в том числе абонентская плата - на 27,5%, тарифы на междугородние телефонные разговоры (МТР) - на 4%. Наибольшее увеличение претерпели тарифы для бюджетных организаций: абонентская плата - на 26,9%, МТР - на 44%. По ряду регионов повышена абонентская плата для небюджетных организаций.

Услуги почтовой связи. В течение 2001 г. тарифы на регулируемые универсальные услуги почтовой связи изменялись дважды, с целью полного возмещения затрат по оказанию этих услуг. Доходы организаций почтовой связи в 2001 г. составили около 17 млрд. руб., что на 35,5% превышает доходы 2000 г.

Совершенствование структуры тарифов, переход на единые тарифы для всех категорий потребителей, снижение дифференциации тарифов на одноименные услуги по экономическим регионам приводит к стабилизации спроса на регулируемые услуги почтовой связи и обеспечивает доступность к ним всех потребителей. В настоящее время тарифы на универсальные услуги почтовой связи едины для всех категорий потребителей.

Средний индекс увеличения тарифов на универсальные услуги почтовой связи составил в 2001 г. 143%, при этом плата за объявленную ценность была снижена на 40%. Несмотря на это, в структуре тарифа по пересылке отправлений с объявленной ценностью свыше 80% составляет плата за весовой сбор.

Индексация тарифов на регулируемые услуги телеграфной связи в 2001 г. проведена в два этапа с целью сокращения убытков от предоставления данных услуг и перехода на единый тариф для всех категорий потребителей. В результате средняя стоимость услуги по передаче внутренних телеграмм для населения и бюджетных организаций увеличилась на 31,6%, для прочих организаций - на 13,9%. Для завершения перехода на единый тариф в декабре 2001 г. решением правления МАП России с 10.01.02 установлены единые тарифы на услуги телеграфной связи для всех категорий потребителей.

Услуги связи по распространению общероссийских телерадиопрограмм. Мероприятия по совершенствованию тарификации услуг связи по распространению телерадиопрограмм способствовали стабилизации финансового положения предприятий связи, предоставляющих указанные услуги. В настоящее время только 7% из них убыточны против 75% в 1998г.

В результате введения с 1.01.2001 г. новых тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм организациями связи получены дополнительные средства, направленные на приобретение запасных частей, электровакуумной продукции, ремонт и техническое перевооружение телерадиовещательного оборудования.

В 2001 г. пересмотрены тарифы на услуги связи по распространению телерадиопрограмм, оказываемые ФГУП "Главный центр радиовещания и телевидения", ГП "Космическая связь" (введены с 1.07.2001 г.) и "Муниципальным унитарным предприятием телекоммуникаций и почты" г. Байконур (введены с 1.01.2002 г.). Разработаны и введены в действие тарифы на новое оборудование.

Созданы условия для введения единых тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм на территории России телерадиокомпаний всех форм собственности. Почти половина предприятий связи уже предоставляет указанные услуги по единым тарифам. Более 60% организаций связи предоставляют услуги по тарифам, превышающим тарифы на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских компаний.



5. Государственная поддержка малого предпринимательства.

В 2001 г. МАП России совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства реализовывал Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы. Приняты меры, предусматривающие: нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства; развитие прогрессивных финансовых технологий; реализацию приоритетных направлений развития малого предпринимательства; повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе информационных систем; научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганду предпринимательской деятельности; международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Принимались меры по развитию системы финансирования и кредитования малых предприятий. Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства, которые МАП России реализовывал совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, являются: развитие банковского кредитования, финансового лизинга, страховой деятельности, создание обществ взаимного кредитования.

Формировалась группа банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, ориентированных на работу с субъектами малого предпринимательства, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечение средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.

Сформированы программы микрофинансирования малых предприятий. Разработаны методические рекомендации по микрокредитованию, взаимному финансированию и страхованию малых предприятий. Созданы пакет методических рекомендаций по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства фондами поддержки малого предпринимательства, специализированное программное обеспечение для учета и управления процессами микрокредитования. Механизмы микрокредитования уже используются на практике многими малыми предприятиями.

МАП России принял участие в подготовке заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства, разработке проекта Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной и одобренной на заседании Государственного Совета, подготовке проектов нормативных правовых актов по дебюрократизации экономики, создании Центра малого бизнеса в Чеченской Республике.

Во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимались меры по развитию инфраструктуры и информационных систем для малого предпринимательства. Совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства разработан проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы, представленный Правительству Российской Федерации.

6. Антимонопольная политика в сфере внешнеэкономической деятельности.

МАП России проводил работу по присоединению России к ВТО в рамках деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, исходя из задачи взаимовыгодной либерализации режима внешней торговли, снятия с российских экспортеров дискриминационных ограничений.

Главным итогом сотрудничества МАП России с соответствующими структурами ЕС является признание со стороны ЕС факта выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров между Россией и ЕС, признание ЕС рыночного статуса некоторых отраслей экономики России, создание на этой основе предпосылок для учета этих обстоятельств при рассмотрении возможности изменения торгового режима между Россией и ЕС.

В 2001 г. МАП России рассмотрел 75 заявлений о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе 40 по поручениям Правительства Российской Федерации, 43 заявления касались изменения ввозных таможенных пошлин и 32 -корректировки вывозных таможенных пошлин. В 2001 г. МАП России рассмотрел 11 заявлений российских товаропроизводителей о введении мер защиты внутреннего рынка в отношении импорта товаров.

Расширились конструктивные контакты МАП России на двусторонней и многосторонней договорной основе, активизировалась работа с международными организациями (ОЭСР, АТЭС, ЮНКТАД и др.).

7. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В 2001 г. МАП России и его территориальные органы продолжили реализацию национальной политики защиты прав потребителей, обеспечивали государственный контроль соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В рамках предоставленных полномочий антимонопольные органы рассматривали заявления и обращения граждан и предпринимателей, оказывали им консультационную и практическую помощь по вопросам потребительского законодательства, принимали меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводили проверки хозяйствующих субъектов в части соблюдения законодательства о защите прав потребителей, принимали меры по пресечению нарушений, выявленных в ходе проверок и по результатам рассмотрения заявлений. Совершенствовалось законодательство о защите прав потребителей.

В 2001 г. антимонопольные органы рассмотрели более 51,1 тыс. обращений по вопросам защиты прав потребителей (112% к 2000г.), в том числе письменных обращений - 7,6 тыс. (на 27% больше, чем в 2000 г.). Территориальные управления самостоятельно или совместно с другими территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провели 5865 проверок хозяйствующих субъектов.

В отчетном периоде антимонопольные органы выявили около 31 тыс. нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (105% к 2000 г.). В целях прекращения нарушений законодательства о защите прав потребителей антимонопольные органы выдали 2386 предписаний (101% к уровню 2000г.), в 133 случаях на хозяйствующие субъекты наложен штраф за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

Получила дальнейшее развитие судебная практика рассмотрения дел в защиту прав потребителей. Количество исков о защите прав потребителей, предъявленных гражданами самостоятельно или при содействии территориальных органов МАП России, составило 1339, что на 16% больше, чем в 2000 г. В Верховный Суд Российской Федерации направлены предложения о совершенствовании судебной практики по ряду важнейших договоров, в том числе по договорам строительного подряда, о совместной деятельности и др.

8. Государственный контроль деятельности товарных бирж.

За 2001 г. Комиссия МАП России по товарным биржам выдала 133 лицензии, в том числе: биржам на организацию биржевой торговли - 7; биржевым посредникам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле - 65; биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле - 61.

Непосредственный контроль деятельности товарных бирж по организации биржевой торговли осуществляли государственные комиссары на биржах, работа которых существенно улучшилась. В 2001 г. государственные комиссары проверили 35 бирж на соответствие их деятельности законодательству Российской Федерации. К биржам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в соответствии с действующим законодательством. Решением Комиссии аннулирована 1 лицензия на организацию биржевой торговли.



9. Взаимодействие с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" МАП России и территориальные антимонопольные органы принимали меры по обеспечению деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее Полномочный представитель Президента Российской Федерации).

В составе центрального аппарата выделены структурные подразделения, на которые возложены функции по взаимодействию с полномочными представителями Президента Российской Федерации, в том числе информационному. Порядок информационного взаимодействия утвержден Министром. В соответствии с этим Порядком МАП России по итогам первого полугодия и за 2001 г. представлял полномочным представителям Президента Российской Федерации информацию о деятельности территориальных антимонопольных органов по обеспечению единого правового пространства, выявлению актов и действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию. Оперативное информационное взаимодействие с аппаратом полномочных представителей Президента Российской Федерации в каждом федеральном округе осуществляли территориальные антимонопольные управления, расположенные в окружном центре.

В целях укрепления взаимодействия территориальных управлений с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации, в том числе главными федеральными инспекторами, в 2001 г. проведены семинары в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах по вопросам реализации антимонопольной политики. По вопросам государственного реформирования естественных монополий в ТЭК и усиления антимонопольного контроля проведены три совещания по Северо-Западному, Приволжскому, Сибирскому федеральным округам с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в этих округах и их заместителей, работников аппарата полномочных представителей Президента Российской Федерации, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных управлений.

10. Осуществлен значительный объем работы по совершенствованию законодательства, контролируемого МАП России, методическому обеспечению деятельности антимонопольных органов. Основные направления этой работы включали: разработку законопроектов, входящих в систему конкурентного права, совершенствование действующего законодательства, в том числе с целью приведения его в соответствие с экономическими реалиями, а также устранения имеющихся пробелов и противоречий.

Подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", принятый в ноябре 2001 г. в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Подготовлены проекты федеральных законов "О государственной помощи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" и др. МАП России принял участие в разработке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения органов административной юрисдикции, составов правонарушений.

Подготовлен ряд подзаконных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности реализации антимонопольного законодательства на товарных рынках и рынках финансовых услуг, в том числе: проект новой редакции Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, который устраняет ряд коллизий действующих Правил с учетом правовой практики и изменения законодательства; проект Методических рекомендаций о проведении МАП России и его территориальными управлениями проверок соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства; Правила о порядке представления и рассмотрения органом регулирования естественных монополий в области связи и на транспорте ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст.7 Федерального закона "О естественных монополиях" и другие.

Проведенный объем работы удалось реализовать в значительной степени благодаря целенаправленному укреплению состава кадров антимонопольных органов, организации систематического повышения их квалификации. Сформирован резерв на выдвижение для замещения должностей руководителей территориальных управлений и структурных подразделений центрального аппарата МАП России. Присвоение квалификационных разрядов работникам, занимающим должности государственных служащих, осуществляется только на основании результатов аттестации или квалификационных экзаменов. Обеспечивается повышение квалификации работников центрального аппарата и территориальных управлений.

Вместе с тем коллегия МАП России отмечает, что в работе центрального аппарата и территориальных органов имеются недостатки.

Наряду с расширением правоприменения в сфере антимонопольного законодательства на товарных рынках и рынках финансовых услуг отдельные территориальные управления не полностью используют предоставленные полномочия по пресечению нарушений антимонопольного законодательства и, прежде всего, наиболее эффективную меру пресечения нарушений -возбуждение дел. Так, по итогам 2001 г. существенно, более чем на 40%, сократили количество возбужденных дел Воронежское, Тамбовское, Татарстанское территориальные управления, более чем на 20% меньше по сравнению с 2000г. возбуждено дел Марийским, Самарским, Сахалинским, Смоленским Тверским территориальными управлениями. Адыгейское территориальное управление сократило количество возбужденных дел почти на 65%. Всего сократили практику возбуждения дел с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства 24% территориальных управлений.

Необходимо отметить ослабление внимания как центрального аппарата, так и территориальных управлений к выявлению и пресечению фактов недобросовестной конкуренции. В 2001 г. количество заявлений о фактах недобросовестной конкуренции выросло почти на 18%, однако должного расследования содержащихся в них фактов проведено не было, почти две трети выявленных нарушений устранено без возбуждения дела, при этом данная практика существенно расширилась (более чем на 50% по сравнению с 2000г.). Число завершенных дел, связанных с пресечением недобросовестной конкуренции, в 2001 г. сократилось более чем на 18%, а в центральном аппарате - в 4 раза (из 10 дел 4 остались незавершенными). Анализ фактов недобросовестной конкуренции, особенно на потребительском рынке, рынке фармацевтической продукции позволяет сделать вывод о необходимости кардинального расширения работы по пресечению фактов недобросовестной конкуренции. Необходимо возобновить практику массовых проверок хозяйствующих субъектов с целью выявления фальсифицированной продукции.

Ряд территориальных управлений существенно сократил выявление и пресечение антиконкурентных действий, допускаемых органами исполнительной власти, направленных на ограничение предпринимательской деятельности, в том числе малых и средних предприятий. Существенно сократили количество дел по пресечению указанных фактов Вологодское, Оренбургское, Пензенское, Свердловское, Тульское, Читинское территориальные управления, территориальное управление по Тюменской и Курганской областям.

Во многих территориальных управлениях редко проводятся проверки с целью выявления актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, содержащих нормы, ограничивающие конкуренцию, противоречащие антимонопольному законодательству. В связи с этим меры по прекращению действия таких актов принимаются с большим опозданием. Это подтверждается тем, что в 2001 г. многие дела, связанные с нарушением ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", возбуждались в отношении актов региональных властей, которые были приняты в 1996-1998гг.

Как в центральном аппарате, так и территориальных управлениях значительно ухудшился контроль исполнения выданных предписаний. В целом по антимонопольным органам исполнение предписаний, выданных в 2001 г., составило 80% и по отношению к 2000г. сократилось на 3%. В ряде территориальных управлений значительная часть предписаний не исполнена (Иркутское, Карачаево-Черкесское, Мурманское, Тверское, Хакасское территориальные управления, территориальные управления по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по Тюменской и Курганской областям и некоторые другие). При наличии неисполненных предписаний указанные территориальные управления не обеспечили во всех случаях применение мер административного воздействия, предусмотренных законодательством, в связи с чем, выявленные нарушения не были устранены, а нарушители антимонопольного законодательства остались безнаказанными.

Структурные подразделения центрального аппарата несколько улучшили контроль исполнения выданных предписаний, однако в целом эта работа еще не поставлена на должном уровне и требует существенного улучшения и в центральном аппарате.

На фоне общих положительных результатов по контролю соблюдения требований Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" более 40% территориальных управлений слабо занимались выявлением и пресечением нарушений указанного закона (Архангельское, Воронежское, Дальневосточное, Кемеровское, Новосибирское, Самарское, Саратовское, Ярославское территориальные управления и др.). Указанные территориальные управления в 2001 г. не возбудили ни одного дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства на рынках финансовых услуг. В ряде территориальных управлений (Кемеровском, Липецком, Нижегородском и др.), несмотря на заявления о признаках нарушения Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", административные дела не возбуждались.

Имеются упущения и в контроле соблюдения законодательства о рекламе, о защите прав потребителей. Многие факты нарушения рекламного законодательства остаются без внимания антимонопольных органов. Центральный аппарат МАП России (Управление по защите прав потребителей) не возбудил ни одного дела в порядке административного производства.

Ухудшилась работа, связанная с контролем уплаты штрафов, наложенных на нарушителей антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, в результате чего процент уплаты штрафов снизился до 48,9% против 55,3% в 2000г. Существенно ослабили эту работу Адыгейское, Астраханское, Владимирское, Дальневосточное, Иркутское, Кабардино-Балкарское, Кировское, Прикамское, Южно-Сибирское территориальные управления.

Для преодоления указанных недостатков необходимо усилить контрольную деятельность центрального аппарата МАП России за работой территориальных управлений, повысить персональную ответственность руководителей структурных подразделений и территориальных управлений за выполнение должностных обязанностей, улучшить взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата с территориальными управлениями.



КОЛЛЕГИЯ МАП РОССИИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить итоги деятельности центрального аппарата и территориальных управлений МАП России в 2001 году, изложенные в докладе Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И.А. Южанова.

2. В целях полной реализации функций, возложенных на антимонопольные органы федеральным законодательством, актами и поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004гг.), утвержденной Правительством Российской Федерации, принять в 2002 г. меры, направленные на решение следующих вопросов:

2.1. Совершенствование методов выявления и пресечения злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках и рынках финансовых услуг, а также соглашений и согласованных действий участников рынков и органов исполнительной власти, направленных на ограничение конкуренции.

2.2. Обеспечение единого правового и экономического пространства, создание благоприятных условий развития конкуренции и предпринимательства, проведение активной антимонопольной политики, направленной на выравнивание условий конкуренции и создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

Усиление контроля соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для выявления и пресечения антиконкурентных действий и актов, принимаемых этими органами.

2.3. Обеспечение антимонопольного контроля в процессе реформирования железнодорожного транспорта, топливно-энергетического комплекса, связи в целях формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах этих отраслей экономики, обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий.

2.4. Совершенствование практики контроля антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках, законодательства о рекламе и о защите прав потребителей на основе обеспечения полноты реализации полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации. Усиление контроля исполнения выданных предписаний с целью повышения эффективности контроля указанного законодательства.

2.5. Развитие конкуренции на рынках финансовых услуг, обеспечение единых условий деятельности участников этих рынков (вне зависимости от формы собственности), выполнения норм и требований антимонопольного законодательства при реализации Совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации по развитию банковского сектора.

Развитие рынка фьючерсных и опционных контрактов.

2.6. Совершенствование механизма государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи с целью доведения их размеров, возмещающих экономически обоснованные затраты и нормативную прибыль, снижения перекрестного субсидирования услуг связи, переход к государственному регулированию тарифов по методу предельного ценообразования.

2.7. Существенное расширение работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции, в том числе с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

2.8. Разработку и внедрение новых методов демонополизации на основе дифференцированного подхода с учетом уровня развития конкуренции в отраслях экономики, защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировом рынке, а также процесса глобализации экономики.

2.9. Упорядочение регулирующих функций государства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, устранение неоправданного дублирования и параллелизма в полномочиях и деятельности контролирующих органов.

2.10. Формирование действенной системы финансирования и кредитования малого бизнеса с учетом мировой практики, создание вновь учрежденным предпринимательским структурам льготных условий на период адаптации на рынке. Совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства.

2.11. Обеспечение подготовки к вступлению России в ВТО в части вопросов, относящихся к компетенции МАП России, расширение информирования международных организаций, в том числе ОЭСР, ЮНКТАД, ВОИС, АТЭС и др. о деятельности МАП России с целью поддержания конструктивных контактов с этими организациями и формирования имиджа России как правового государства с рыночной экономикой.

2.12. Проведение государственной политики защиты прав потребителей с учетом современных условий развития экономики, обеспечение повышения роли органов местного самоуправления в защите прав потребителей, организацию необходимой методической и правовой помощи муниципальным формированиям.

2.13. Совершенствование правового и методического обеспечения деятельности антимонопольных органов, продолжение работы по формированию системы российского конкурентного права.

2.14. Улучшение работы с кадрами антимонопольных органов, организацию их обучения с целью повышения эффективности деятельности, повышение исполнительской дисциплины, комплектование аппарата квалифицированными специалистами, формирование действенного кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности.

3. В целях реализации указанных приоритетных направлений работы антимонопольных органов утвердить План действий центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 год согласно приложению.

4. Членам коллегии МАП России, руководителям территориальных управлений, структурных подразделений центрального аппарата Министерства:

принять к руководству и исполнению настоящее решение расширенного заседания коллегии МАП России;

обеспечить выполнение Плана действий центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 г.

5. Заместителям Министра организовать работу по реализации Плана действий центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 г., установить контроль его выполнения в соответствии с установленным распределением обязанностей.

6. Департаменту информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте обеспечить информирование руководства и коллегии Министерства о ходе и итогах выполнения Плана действий центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 г. по результатам первого полугодия и за 2002 год.

7. Контроль исполнения настоящего решения коллегии оставляю за собой.

Министр И.А. Южанов



Утвержден
решением расширенного заседания
коллегии МАП России
от 26.02.02

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 год

1. Совершенствование нормативной правовой базы

1.1. Обеспечить сопровождение прохождения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", внесение в него коррективов с учетом замечаний и предложений субъектов законодательной инициативы, поступивших после принятия законопроекта в первом чтении.

Исполнитель: Юридический департамент
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.2. В целях усиления ответственности за ограничение конкуренции и монополистические действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в статью 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации".

Исполнитель: Юридический департамент
Срок исполнения: декабрь 2002 г.

1.3. Для выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим (в том числе монопольным) положением на рынках финансовых услуг, ограничивающих конкуренцию, разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: сентябрь 2002 г.

1.4. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающий конкретизацию полномочий антимонопольных органов по контролю пропаганды и рекламы наркотических средств и психотропных веществ.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Срок исполнения: май 2002 г.

1.5. Обеспечить участие в работе над проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рекламе" в процессе доработки законопроекта и прохождения его в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.6. Принять участие в разработке проекта федерального закона "О рынке производных инструментов".

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.7. Разработать концепцию и проект технического задания к проекту федерального закона "Об интервенционных (стабилизационных) товарных фондах".

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

1.8. Принять участие в разработке проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.9. Принять участие в подготовке проекта федерального закона "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия".

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.10. В целях гармонизации законодательства и подзаконных актов о защите прав потребителей принять участие в приведении в соответствие с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием потребителей, а также в разработке проектов постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении Правил оказания платных услуг в сфере профессионального образования; Правил оказания услуг подвижной телефонной связи; Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг; Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных бытовых нужд на внутреннем водном транспорте; Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: в течение 2002 г.

1.11. В целях развития рынка страховых услуг и выравнивания условий конкуренции разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внедрении системы конкурсов для страховых компаний, претендующих на участие в программах обязательного страхования.

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: май 2002 г.

1.12. Подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок недискриминационного доступа потребителей и производителей электроэнергии к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике.

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: I полугодие 2002 г.

1.13. Для обеспечения вступления России в ВТО провести анализ соответствия законодательства Российской Федерации, контроль которого обеспечивает МАП России, требованиям Всемирной Торговой Организации и ЕС, по итогам подготовить предложения о внесении изменений или о признании утратившими силу отдельных актов.

Исполнители: Юридический департамент, Управление международных связей и методологии конкурентной политики
Срок исполнения: в течение 2002 г.



2. Улучшение методического обеспечения реализации антимонопольной политики

2.1. Подготовить разъяснения по применению отдельных положений нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исполнитель: Юридический департамент
Срок исполнения: май 2002 г.

2.2. Разработать проект новой редакции Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках с учетом случаев, когда доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет от 35% до 65%.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно с заинтересованными структурными подразделениями МАП России
Срок исполнения: декабрь 2002 г.

2.3. Разработать проект Методических рекомендаций по выявлению соглашений и согласованных действий на товарных рынках, ограничивающих конкуренцию.

Исполнители: Юридический департамент, Управление международных связей и методологии конкурентной политики
Срок исполнения: 1V квартал 2002 г.

2.4. Разработать Методические рекомендации по расследованию дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства при проведении заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Исполнитель: Юридический департамент
Срок исполнения: сентябрь 2002 г.

2.5. Разработать Методические рекомендации по контролю деятельности субъектов биржевого рынка.

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

2.6. Разработать Методические рекомендации по согласованию конкурсной документации по отбору финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующих бюджетов.

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

2.7. В целях совершенствования практики контроля ст.10 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" подготовить Методические рекомендации для территориальных управлений МАП России по рассмотрению дел по фактам недобросовестной конкуренции.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

2.8. Разработать рекомендации по анализу рынка городских и пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: 1У квартал 2002 г.

2.9. Разработать Рекомендации по проведению анализа деятельности операторов общедоступной электрической связи (местной телефонной связи) на соответствующих товарных рынках.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

2.10. Подготовить разъяснения по определению требований, направленных на обеспечение конкуренции, при принятии решений в процессе антимонопольного контроля экономической концентрации на товарных рынках.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение года 2002 г.

2.11. Разработать рекомендации по обеспечению антимонопольного контроля в процессе реформирования железнодорожного транспорта и по созданию условий для недискриминационного доступа независимых перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, cвязи и на транспорте совместно с ассоциациями пользователей услуг транспорта
Срок исполнения: в течение 1 полугодия 2002 г.



3. Антимонопольное регулирование и контроль на товарных рынках и рынках финансовых услуг

3.1. Доработать и представить в Правительство Российской Федерации доклад "О конкурентной политике в Российской Федерации в 1999-2001 годах".

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно с заинтересованными структурными подразделениями МАП России, территориальные управления
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

3.2. Обеспечить контроль выполнения мероприятий, предусмотренных Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004гг.), и ежеквартальное информирование Правительства Российской Федерации о ходе выполнения этих мероприятий (по компетенции МАП России).

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно с заинтересованными структурными подразделениями МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

3.3. Провести анализ соответствия антимонопольному законодательству федерального законодательства, регулирующего деятельность участников рынков финансовых услуг, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, актов Сберегательного банка Российской Федерации, других структурообразующих кредитных организаций. Подготовить предложения по организации контроля соответствия актов федеральных органов исполнительной власти антимонопольному законодательству.

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: в течение 2002 г.

3.4. Провести проверки соответствия антимонопольному законодательству нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующих деятельность участников товарных рынков и рынков финансовых услуг.

Исполнители: территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 года.

3.5. Провести анализ соответствия антимонопольному законодательству нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Дагестан.

Исполнители: Юридический департамент, Дагестанское территориальное управление
Срок исполнения: июнь 2002 г.

3.6. Подготовить доклад Правительству Российской Федерации о работе антимонопольных органов по выявлению и пресечению актов, действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, по итогам 1-го полугодия 2002 г. и 2002 г.

Исполнители: Юридический департамент, Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: август 2002 г. (за 1 полугодие); февраль 2003г. (за 2002 г.)

3.7. В целях усиления контроля экономической концентрации, развития конкуренции на товарных рынках провести совместно с территориальными управлениями МАП России, обследование социально и стратегически значимых товарных рынков, по итогам подготовить предложения Правительству Российской Федерации по развитию конкуренции на рынках:

3.7.1. продукции черной металлургии (трубы);

Исполнители: Управление конкурентной политики в промышленности и строительстве; территориальные управления: Вологодское, Нижегородское, Оренбургское, Прикамское, Челябинское, по г.Москве и Московской области, по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.7.2. автомобильной продукции (легковые автомобили и малолитражные автобусы);

Исполнители: Управление конкурентной политики в промышленности и строительстве; территориальные управления: Нижегородское, Самарское, Удмуртское, Ульяновское, по г. Москве и Московской области
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.7.3. продукции приборостроения (на примере контрольно-кассовых машин);

Исполнители: Управление конкурентной политики в промышленности и строительстве; территориальные управления: Смоленское, Рязанское, г. Москве и Московской области, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

3.7.4. синтетического аммиака;

Исполнители: Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах; Вологодское, Воронежское, Кемеровское. Кировское, Новгородское, Пермское, Самарское, Ставропольское, Тульское территориальные управления

Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.7.5. шоколадной продукции;

Исполнители: Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах; территориальные управления: Владимирское, Новосибирское, Пензенское, Приморское, Самарское, Свердловское, Ульяновское, по г.Москве и Московской области
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.7.6. услуг по страхованию имущества юридических лиц, в том числе государственного и муниципального имущества, по страхованию жизни, страхованию объектов повышенной опасности;

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

3.7.7. услуг жилищно-коммунального хозяйства;

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте; все территориальные управления
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

3.7.8. услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, оказываемых компаниями-операторами, являющимися собственниками подвижного состава или арендующими вагоны федерального железнодорожного транспорта;

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте; территориальные управления: Воронежское, Дальневосточное, Иркутское, Калининградское, Нижегородское, Новосибирское, Ростовское, Самарское, Саратовское, Сахалинское, Свердловское, Челябинское, Читинское, Южно-Сибирское, Ярославское, по г.Москве и Московской области, по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Срок исполнения: 1У квартал 2002 г.

3.7.9. услуг мобильной связи;

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте; все территориальные управления
Срок исполнения: 1У квартал 2002 г.

3.7.10. рынка лекарственных средств, на которые регулируются цены.

Исполнители: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, все территориальные управления
Срок исполнения: IY квартал 2002 г.



3.8. Усилить государственный антимонопольный контроль организаций, входящих в структуру ОАО "Связьинвест". Рассмотреть у руководства МАП России исполнение межрегиональными операторами ОАО "Связьинвест" требований МАП России, направленных на обеспечение конкуренции.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте; все территориальные управления
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.9. Провести анализ влияния действующего порядка тарифного квотирования импортных поставок сахара-сырца на состояние конкуренции на рынке сахара. По результатам подготовить предложения руководству Министерства.

Исполнители: Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах; Управление международных связей и методологии конкурентной политики, территориальные управления: Воронежское, Краснодарское, Курское, Липецкое, Тамбовское, Тульское, по Орловской и Белгородской областям
Срок исполнения: IY квартал 2002 г.

3.10. Провести анализ влияния процессов перераспределения прав собственности на состояние конкуренции рынка фосфатных удобрений. По итогам представить предложения руководству Министерства.

Исполнители: Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах; Вологодское, Воронежское, Кировское, Новгородское, Саратовское территориальные управления
Срок исполнения: IY квартал 2002 г.

3.11. В целях снижения барьеров входа на товарные рынки рыбохозяйственного комплекса и в связи с происходящими изменениями в системе квотирования водных биологических ресурсов продолжить мониторинг состояния конкурентной среды в рыбодобывающих регионах и на рынках рыбной продукции. По итогам представить предложения руководству Министерства.

Исполнители: Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах; территориальные управления: Архангельское, Астраханское, Дагестанское, Дальневосточное, Калининградское, Камчатское, Карельское, Мурманское, Приморское, Сахалинское, Северо-Восточное, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Срок исполнения: IY квартал 2002 г.

3.12. Разработать предложения по развитию биржевой торговли нефтепродуктами.

Исполнители: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка, Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

3.13. Подготовить аналитический обзор практики рассмотрения антимонопольными органами дел о нарушениях ст.10 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" за 2000-2001 гг. и I полугодие 2002 г.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Срок исполнения: сентябрь 2002 г.

3.14. Принять участие в разработке Концепции развития рынка газа в Российской Федерации.

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: в течение 2002 г.

3.15. Принять участие в разработке предложений по развитию независимых организаций по добыче и реализации газа, а также по развитию газотранспортных систем.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: II полугодие 2002 г.

3.16. Подготовить доклад Правительству Российской Федерации о соблюдении требований антимонопольного законодательства при переходе предприятий электроэнергетики к конкурентным условиям деятельности.

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: I полугодие 2002 г.

3.17. Подготовить в помощь территориальным управлениям обзор административной и судебной практики рассмотрения в центральном аппарате дел о нарушениях антимонопольного законодательства в сфере ТЭК, транспорта и связи.

Исполнители: Юридический департамент, Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.18. Обеспечивать своевременную актуализацию федерального и регионального разделов Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

3.19. Провести в установленном законодательством Российской Федерации порядке открытые конкурсы по подбору исполнителей научно-исследовательских работ в соответствии с утвержденной тематикой на 2002 г.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно со структурными подразделениями центрального аппарата
Срок исполнения: апрель 2002 г.

3.20. Организовать заключение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для МАП России с победителями открытых конкурсов, обеспечить контроль выполнения научно-исследовательских работ исполнителями в соответствии со сроками, определенными государственными контрактами.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно со структурными подразделениями центрального аппарата
Срок исполнения: в течение 2002 г.

3.21. Подготовить предложения о выделении МАП России бюджетных ассигнований на проведение научно-исследовательских работ на 2003 г.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно со структурными подразделениями центрального аппарата
Срок исполнения: май 2002 г.



4. В сфере государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги связи

4.1. В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.01 №715 "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи":

4.1.1. Разработать Методику определения тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования.

Исполнитель: Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

4.1.2. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить Методические рекомендации по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на регулируемые услуги связи.

Исполнитель: Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

4.1.3. Разработать предложения по совершенствованию порядка ведения взаиморасчетов между операторами электросвязи за услуги телеграфной связи.

Исполнитель: Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

4.2. Принять участие в разработке проекта концепции "Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи".

Исполнитель: Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: I полугодие 2002 г.

4.3. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принять участие в разработке проекта "Положения о ведении операторами связи раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи".

Исполнитель: Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

5. В области поддержки предпринимательства

5.1. Обеспечить выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (вопросы государственной политики в сфере развития малого предпринимательства).

Исполнитель: Департамент государственной поддержки предпринимательства
Сроки исполнения: в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

5.2. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 - 2005 гг.

Исполнители: Департамент государственной поддержки предпринимательства совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства
Срок исполнения: март 2002 г.

6. В области государственного контроля законодательства о рекламе и о защите прав потребителей

6.1. Подготовить обзор административной и арбитражной практики пресечения антимонопольными органами нарушений законодательства о рекламе, в том числе ненадлежащей рекламы с использованием образов несовершеннолетних.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

6.2. Подготовить в помощь территориальным управлениям МАП России разъяснения о применении ст. 11 Федерального закона "О рекламе".

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Срок исполнения: март 2002 г.

6.3. Подготовить государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2001 году" и представить его в Правительство Российской Федерации.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

6.4. Привести в соответствие Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и новым Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

6.5. Подготовить в помощь территориальным управлениям МАП России обзор судебной практики по вопросам защиты прав потребителей.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

6.6. В целях оказания методической помощи подготовить рекомендации территориальным управлениям по совершенствованию работы с органами местного самоуправления в области защиты прав потребителей, обобщить результаты обследования деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

6.7. В целях развития системы потребительского образования принять участие в подготовке и проведении Всероссийской олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.

Исполнители: Управление по защите прав потребителей, Департамент государственной поддержки предпринимательства, территориальные управления МАП России
Срок исполнения: I полугодие 2002 г.

6.8. Для широкого информирования населения о правах потребителей, привлечения внимания органов исполнительной власти, местного самоуправления, средств массовой информации к проблемам защиты прав потребителей провести Всемирный день защиты прав потребителей под девизом "10 лет Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей, территориальные управления
Срок исполнения: март 2002 г.



7. Развитие международных связей и сотрудничества

7.1. В целях содействия интеграции России в мировое экономическое сообщество реализовать меры по укреплению сотрудничества в области развития конкуренции, поддержки предпринимательства, государственного регулирования деятельности естественных монополий, защиты прав потребителей с государствами-участниками СНГ, международными организациями и интеграционными группами (ОЭСР, ЮНКТАД, ЕС, АТЭС), а также с соответствующими ведомствами зарубежных стран.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

7.2. Обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции МАП России.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

7.3. В целях эффективного использования зарубежного опыта обеспечить реализацию проектов технического содействия Российской Федерации со стороны международных организаций и ЕС по вопросам, относящимся к компетенции МАП России.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

7.4. Обеспечить взаимодействие МАП России с зарубежными конкурентными ведомствами при рассмотрении случаев монополистической деятельности, имеющей транснациональный эффект, с учетом процессов глобализации мировой экономики.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

7.5. С целью углубления интеграционных процессов между странами СНГ содействовать сближению национальных законодательств и методологии в области конкуренции, поддержки предпринимательства, защиты прав потребителей в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) и Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ.

Исполнитель: Управление международных связей и методологии конкурентной политики
Срок исполнения: в течение 2002 г.

7.6. В целях обеспечения антимонопольного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности продолжить работу в Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, а также по совершенствованию российского законодательства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Исполнители: Управление международных связей и методологии конкурентной политики совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.

8. Информационное обеспечение деятельности антимонопольных органов и укрепление взаимодействия с органами государственной исполнительной власти

8.1. Провести работу по созданию базы данных о делах по признакам нарушения антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках, а также законодательства о рекламе, возбуждаемых антимонопольными органами. Представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам информатизации при МАП России порядок проведения работ по созданию базы данных.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, Юридический департамент, Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, территориальные управления
Срок исполнения: I квартал 2002 г.

8.2. Разработать систему автоматизированной обработки отчетности антимонопольных органов о результатах контроля антимонопольного законодательства на товарных рынках

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

8.3. Разработать программный комплекс "Система автоматизации работы территориального управления" ( САР ТУ).

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

8.4. С целью повышения эффективности государственного антимонопольного контроля экономической концентрации разработать систему автоматизированного учета и анализа ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов, поступающих в антимонопольные органы в соответствии с требованиями статей 17,18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

8.5. Организовать подготовку государственных служащих в центральном аппарате и территориальных управлениях МАП России по вопросам информационных технологий в управлении.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов
Срок исполнения: в течение 2002 г.

8.6. Обеспечить информационное взаимодействие с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратами, представление указанным органам материалов об итогах деятельности антимонопольных органов.

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, Дальневосточное, Нижегородское, Новосибирское, Ростовское, Свердловское территориальные управления, территориальные управления по г.Москве и Московской области, г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с участием территориальных управлений (по федеральным округам)
Срок исполнения: в течение 2002 г.

8.7. Обеспечить информационное взаимодействие антимонопольных органов с органами статистики. В этих целях заключить Соглашение МАП России с Госкомстатом России об информационном взаимодействии.

Исполнитель: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте
Срок исполнения: в течение 2002 г.

8.8. Доработать проект соглашения о сотрудничестве МАП России с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Исполнитель: Департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

8.9. Обеспечивать широкое и своевременное освещение в средствах массовой информации деятельности МАП России и его территориальных органов, систематический выпуск "Вестника МАП России".

Исполнители: Департамент информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

8.10. Для обеспечения пропаганды в широких кругах общественности работы антимонопольных органов содействовать распространению в регионах журнала "Конкуренция и рынок", издаваемого территориальным управлением по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Исполнители: территориальное управление по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.



9. По вопросам кадровой политики и координации деятельности антимонопольных органов

9.1. Обеспечить в центральном аппарате и территориальных управлениях МАП России реализацию Трудового кодекса Российской Федерации с учетом норм, определенных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Исполнители: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, Управление планирования, финансирования и бухгалтерского учета, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.2. В целях объективной оценки результатов деятельности государственных служащих продолжить проведение аттестации и государственных квалификационных экзаменов по присвоению квалификационных разрядов работникам центрального аппарата и территориальных управлений МАП России.

Исполнители: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.3. В целях обеспечения равного доступа граждан к федеральной государственной службе продолжить практику проведения конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей территориальных управлений МАП России.

Исполнители: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.4. Продолжить формирование и первоочередное обучение резерва руководящих кадров центрального аппарата и руководителей территориальных управлений МАП России.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.5. Обеспечить организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих центрального аппарата и территориальных управлений МАП России.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.6. Организовать проведение региональных семинаров (по федеральным округам) для руководителей и специалистов территориальных управлений МАП России по основным направлениям деятельности Министерства с участием работников центрального аппарата (в соответствии с Планом учебных мероприятий).

Исполнители: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, другие структурные подразделения МАП России, территориальные управления
Срок исполнения: в течение 2002 г.

9.7. В целях привлечения к государственной службе молодых специалистов организовать встречу студентов и выпускников высших учебных заведений с руководителями структурных подразделений МАП России.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов
Срок исполнения: II квартал 2002 г.

9.8. Сформировать автоматизированную базу данных о кадровом составе центрального аппарата, руководителей территориальных органов, ввести в действие автоматизированную информационную систему "Кадры" в центральном аппарате МАП России.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов.
Срок исполнения: I полугодие 2002 г.

9.9. Организовать контроль реализации структурными подразделениями МАП России рекомендаций Международной конференции "Задачи и проблемы реализации государственной конкурентной политики в российских регионах", состоявшейся в г.Санкт-Петербурге 9-10.10.01.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, структурные подразделения центрального аппарата МАП России
Срок исполнения: в течение 2002 г.