На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Решения Коллегии
Решение расширенного заседания Коллегии от 26 февраля 2002 г. (годовая)

"Об итогах работы центрального аппарата, территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2001 году и задачах на 2002 год"

Коллегия МАП России рассмотрела на расширенном заседании "Итоги работы центрального аппарата, территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2001 году и задачи на 2002 год" и отмечает.

В 2001 г. антимонопольные органы продолжали совершенствовать систему реализации антимонопольного законодательства на товарных рынках и рынках финансовых услуг, законодательства о рекламе и о защите прав потребителей, принимали меры по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства, обеспечивали государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области связи. Особое внимание центральный аппарат, территориальные управления МАП России уделяли выявлению и пресечению фактов монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению и устранению антиконкурентных действий, допускаемых органами исполнительной власти, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и малого предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, дестабилизируют экономику страны.

1. Антимонопольный контроль на товарных рынках.

В 2001 г. с целью пресечения нарушений Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" возбуждено 8540 дел (на 31% больше чем в 2000г.), выдано предписаний об устранении нарушений 2914 (на 7,6% больше по сравнению с 2000г.).

Существенно расширили административную практику Амурское, Владимирское, Волгоградское, Дагестанское, Дальневосточное, Приморское, Ростовское, Свердловское, Северо-Восточное, Южно-Сибирское территориальные управления, территориальное управление по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Рост числа возбужденных дел произошел в основном за счет существенного увеличения выявления фактов монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти. Количество дел по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением увеличилось на 19%, а по фактам антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти - на 13,5%. Это свидетельствует о совершенствовании антимонопольными органами контрольной работы, усилении их влияния на создание благоприятных условий для развития конкуренции и предпринимательства.

Более двух третей нарушений, связанных с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов, приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, являющихся стратегическими, от четкой работы которых зависит стабильная деятельность всех отраслей экономики. При этом значительно, почти на 10%, возросла доля злоупотребления доминирующим положением предприятиями электроэнергетики.

Результаты работы антимонопольных органов в 2001 г. свидетельствуют о том, что антиконкурентная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не сокращается и представляет более серьезную угрозу для конкуренции и развития предпринимательства даже по сравнению с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов. Действия органов исполнительной власти, ограничивающие конкуренцию, создают барьеры для предпринимательской деятельности, препятствуют укреплению вертикали государственной власти, разрушают единое экономическое и правовое пространство.

Решению указанных проблем посвящена значительная часть послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г. Определенный вклад в ее выполнение внесли антимонопольные органы.

В целях пресечения монополистической деятельности органов исполнительной власти в 2001 г. возбуждено 990 дел (111% к 2000г.). По результатам их рассмотрения выдано 762 предписания об отмене или изменении принятых нормативных правовых актов, о прекращении иных нарушений, из них около 80% исполнены, остальные находятся в стадии исполнения. Продолжается рост заявлений в антимонопольные органы о нарушении антимонопольного законодательства органами исполнительной власти. В полтора раза увеличилось количество заявлений о совмещении функций органов власти с функциями органов управления хозяйствующими субъектами, на четверть выросли заявления по поводу необоснованных препятствий деятельности хозяйствующих субъектов. Наибольший рост заявлений о таких нарушениях отмечается в Центральном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах.

Расширилось также выявление нарушений по инициативе антимонопольных органов. Общее количество выявленных правонарушений антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявлений и по инициативе антимонопольных органов выросло почти на две трети.

Продолжался рост числа ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов, поступающих в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства для контроля процессов экономической концентрации. В 2001 г. по сравнению с 2000г. рассмотрено на 34% больше ходатайств и уведомлений (20992), что свидетельствует, с одной стороны, о нарастании процессов перераспределения прав собственности, а, с другой, является результатом усиления контроля антимонопольных органов за выполнением требований антимонопольного законодательства.

2. Антимонопольный контроль на рынках финансовых услуг.

В отчетном году значительно выросла практика контроля Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". По инициативе антимонопольных органов и на основании заявлений в 2001 г. возбуждено в 3 раза больше дел по сравнению с 2000г. Наибольшее количество нарушений выявлено на рынке страховых услуг, допускаемых как органами исполнительной власти, так и крупными хозяйствующими структурами (в том числе создание неравных условий конкуренции для участников рынка страховых услуг).

Принимались меры по ограничению антиконкурентных действий банковских структур, занимающих на рынке банковских услуг доминирующее положение. Значительные усилия предпринимались по пресечению попыток создать льготные условия деятельности на рынке отдельным кредитным организациям. Выявлены и пресечены факты предоставления органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления не предусмотренных законодательством льгот и преференций отдельным компаниям с одновременным ограничением деятельности других финансовых организаций на определенном сегменте финансового рынка. Имеются случаи заключения антиконкурентных соглашений финансовых организаций, в том числе с участием органов исполнительной власти и иных юридических лиц, приводящих к разделу рынка по территориальному признаку, по видам представляемых услуг, по клиентуре.

С целью предотвращения монополизации рынков финансовых услуг в 2001 г. рассмотрено 1493 ходатайства и уведомления, связанных с перераспределением прав собственности и иными случаями, предусмотренными антимонопольным законодательством, (почти на 90% больше по сравнению с 2000г.).

3. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Государственный контроль законодательства о рекламе.

Результаты предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции показывают, что по-прежнему основную долю нарушений составляет реализация товаров (работ, услуг) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Наиболее часто незаконно используются товарные знаки. Доля таких дел в 2001 г. составила почти две трети в общем количестве дел, связанных с нарушением исключительных прав. Наибольшую сложность представляют дела, связанные с нарушением исключительных прав на изобретения и промышленные образцы, антимонопольные органы принимали меры по совершенствованию правоприменения в этой сфере. Увеличилось количество обращений в МАП России и его территориальные управления в связи с недобросовестным использованием наименований мест происхождения товаров. Правовая практика выявила определенные сложности, связанные с несогласованностью российского законодательства об охране интеллектуальной собственности, с одной стороны, и законодательством о стандартизации и сертификации (и разработанной на его основе нормативно-технической документацией, в первую очередь государственными стандартами), с другой стороны.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции в 2001 г. центральный аппарат и территориальные управления МАП России возбудили 114 дел, из них четверть рассмотрена по инициативе антимонопольных органов.

В 2001 г. МАП России и его территориальные управления проводили политику, направленную на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. С этой целью антимонопольные органы рассмотрели около 11 тыс. фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, из них по 42% возбуждены дела (более 2300 дел).

Наиболее распространенным видом нарушений является неисполнение субъектами рекламной деятельности общих требований к рекламе, установленных ст.5 Федерального закона "О рекламе" (размещение рекламы без указания номера лицензии и наименования органа, ее выдавшего; отсутствие пометки "подлежит обязательной сертификации" в рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации, и др.). Доля указанных нарушений составила 54% общего числа.

Значительными остаются нарушения п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" в части рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий и ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В 2001 г. доля таких нарушений по сравнению с 2000г. возросла и составила 11%. При этом отмечается рост количества пресеченных антимонопольными органами фактов распространения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков.

<<  <  1                         
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT