Решения Коллегии

Протокол заседания Коллегии от 17 июня 2003 г.

1.Роль антимонопольных органов в демонополизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства
Рассмотрев первый вопрос повестки дня, Коллегия отмечает, что в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольными органами осуществляется предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий со стороны организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, выдаются предписания о прекращении нарушений, а при неисполнении их налагаются штрафы.
При осуществлении проверок антимонопольные органы взаимодействуют с другими государственными органами исполнительной власти, в частности, Госстроем России, с Госжилинспекциями, а также с органами местного самоуправления, общественными организациями. Проводятся совместные проверки состояния жилищного фонда.
Кроме осуществления государственного контроля в рамках предоставленных антимонопольным органам полномочий предъявляются иски, заключения в суды, даются разъяснения гражданам и юридическим лицам в отношении антимонопольного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем, несмотря на меры, принимаемые территориальными органами МАП России, другими контролирующими органами, анализ ситуации, складывающейся в жилищно-коммунальной сфере, показывает, что количество нарушений антимонопольного законодательства при оказании жилищно-коммунальных услуг остается значительным.
Наиболее характерными нарушениями в указанной сфере являются:
злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке жилищно-коммунальных услуг, проявляющееся прежде всего в навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, др.), а также в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Нарушения антимонопольного законодательства являются следствием того, что на рынке жилищно-коммунальных услуг операторами выступают в значительной мере субъекты естественных локальных монополии (деятельность которых не урегулирована федеральным законодательством) и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанном рынке.
Анализ материалов выявил существенные пробелы в федеральном законодательстве. В частности, не определены принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере и т.д.
Учитывая изложенное, в настоящее время первостепенной задачей, является пересмотр федерального законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
В целях совершенствования работы по проведению мониторинга процессов демонополизации и развития конкуренции, антимонопольного регулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг Коллегия МАП России постановляет:
1. Отметить, что МАП России и его территориальными органами проводится масштабная работа по проведению государственной политики по содействию развитию рынка жилищно-коммунальных услуг, по демонополизации и развитию конкуренции в сфере ЖКХ, формированию здоровой конкурентной среды, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию конкретных мер по восстановлению нарушенных прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, привлечению к ответственности исполнителей жилищно-коммунальных услуг, допускающих нарушения антимонопольного законодательства.
2. Отметить, что основной причиной, не позволяющей обеспечить должную защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, является несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем считать первостепенной задачей совершенствование федерального законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
3. Территориальным управлениям МАП России:
осуществлять постоянное антимонопольное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, используя свои полномочия по применению административных санкций к нарушителям прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
осуществлять постоянный контроль за формированием рынка жилищно-коммунальных услуг, формированием конкуренции на указанном рынке.
При проведении контроля особое внимание уделять проверкам:
наличия письменных договоров;
условий договоров - на соответствие гражданскому законодательству и антимонопольному законодательству. При выявлении условий договоров, ущемляющих интересы хозяйствующих субъектов - потребителей жилищно-коммунальных услуг, принимать меры к устранению выявленных нарушений;
регламентации параметров предоставляемых услуг, особенно в части показателей качества услуг, режиме и сроках их предоставления, информации об услугах, которые входят в оплату жилья, коммунальных услуг, и услугах, предоставляемых за дополнительную плату, ценах на услуги, об условиях и порядке снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг; принимать меры по обеспечению соответствия законодательных и иных правовых актов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих отношения в жилищно-коммунальной сфере, антимонопольному законодательству.
Не допускать согласования правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, имея в виду, что их регулирование в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В случае выявления нормативных правовых актов, не соответствующих гражданскому законодательству и антимонопольному законодательству или принятых с превышением полномочий, вносить предложения в органы, их принявшие, об их изменении или отмене.
4. Направить в Госстрой России предложения по проектам Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрев в нем правовую регламентацию вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
5. Направить в Госстрой России предложения по проектам Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг и типовых договоров.
2. О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции.
Заслушав и обсудив доклад «О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции», Коллегия отмечает, что МАП России и его территориальные органы обеспечивают защиту законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Центральное место в этой работе отведено рассмотрению обращений граждан, хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных и иных организаций. В целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства на рынке молочной консервированной продукции проведены проверки хозяйствующих субъектов. По их результатам применены административные меры воздействия к недобросовестным товаропроизводителям и продавцам.
Вместе с тем, в работе по защите прав потребителей и добросовестных товаропроизводителей имеются нерешенные проблемы.
Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции затрудняет контроль за соблюдением норм законодательных актов.
Требует упорядочения законодательство о защите прав потребителей и законодательство о конкуренции в части подкрепления норм законов мерами по обеспечению их единообразного применения. Необходимо в первоочередном порядке разработать технический регламент на идентификацию и маркировку продукции.
Нуждается в усилении работа по обеспечению согласованности действий с другими заинтересованными контролирующими органами по предупреждению и пресечению правонарушений в отдельных секторах потребительского рынка.
Заслушав и обсудив доклад «О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции»,
Коллегия постановляет:
1.Принять к сведению информацию Управления по защите прав потребителей и Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции о принимаемых мерах по усилению контроля за соблюдением прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей на рынке обращения консервированной молочной продукции.
2. Управлению по защите прав потребителей при доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации» предусмотреть обязательное установление требований к информации о пищевых продуктах в части указания сведений о пищевых добавках, в том числе биологически активных добавках, продовольственном сырье, полученном из генетически модифицированных источников.
3. Территориальным управлениям МАП России рассмотреть результаты сравнительных исследований, проведенных Информационно издательской фирмой «Спрос» Международной Конфедерации обществ потребителей, и принять меры по возбуждению дел в отношении изготовителей, нарушающих права потребителей и добросовестных товаропроизводителей при изготовлении и реализации консервированной молочной продукции.
4.Рекомендовать Госстандарту России совместно с Минсельхозом России и Минздравом России: разработать комплекс мер, обеспечивающих соблюдение требований законодательных актов по установлению запрета на выпуск продукции по техническим условиям предприятий с применением наименований, терминов и определений, характерных для стандартизированной продукции и вводящих потребителей в заблуждение относительно природы и назначения товаров;
привести термины и определения на продукцию, выпускаемую по техническим условиям и не включенную в программу стандартизации, в соответствие с положениями государственных стандартов в части оформления, изложения, согласования, регистрации и сроков обновления, а также нанесения информации о товаре; разработать специальную терминологию, коды ОКП и методы испытаний под программу стандартизации продукции.
5.Рекомендовать Госстандарту России принять меры по восстановлению 2 и 3 абзаца в разделе 1 «Область применения» (ГОСТ Р 51740-2001б) в части обязательного соблюдения требований стандарта при разработке и оформлении технических условий, приведения действующих технических условий в соответствие с этим ГОСТом. Предусмотреть исключение случаев сертификации модифицированной пищевой продукции в системе добровольной сертификации.
6.Рекомендовать Госстандарту России с участием МАП России, Минздрава России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России и ГТК России подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложение о включении в подготавливаемую Программу разработки технических регламентов на 2003 – 2010 годы подготовку технического регламента (закона) «Требования к маркировке и идентификации пищевых продуктов».