На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Решения Коллегии
Протокол заседания Коллегии от 17 июня 2003 г.

1.Роль антимонопольных органов в демонополизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства
Рассмотрев первый вопрос повестки дня, Коллегия отмечает, что в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольными органами осуществляется предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий со стороны организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, выдаются предписания о прекращении нарушений, а при неисполнении их налагаются штрафы.
При осуществлении проверок антимонопольные органы взаимодействуют с другими государственными органами исполнительной власти, в частности, Госстроем России, с Госжилинспекциями, а также с органами местного самоуправления, общественными организациями. Проводятся совместные проверки состояния жилищного фонда.
Кроме осуществления государственного контроля в рамках предоставленных антимонопольным органам полномочий предъявляются иски, заключения в суды, даются разъяснения гражданам и юридическим лицам в отношении антимонопольного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем, несмотря на меры, принимаемые территориальными органами МАП России, другими контролирующими органами, анализ ситуации, складывающейся в жилищно-коммунальной сфере, показывает, что количество нарушений антимонопольного законодательства при оказании жилищно-коммунальных услуг остается значительным.
Наиболее характерными нарушениями в указанной сфере являются:
злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке жилищно-коммунальных услуг, проявляющееся прежде всего в навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, др.), а также в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Нарушения антимонопольного законодательства являются следствием того, что на рынке жилищно-коммунальных услуг операторами выступают в значительной мере субъекты естественных локальных монополии (деятельность которых не урегулирована федеральным законодательством) и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанном рынке.
Анализ материалов выявил существенные пробелы в федеральном законодательстве. В частности, не определены принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере и т.д.
Учитывая изложенное, в настоящее время первостепенной задачей, является пересмотр федерального законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
В целях совершенствования работы по проведению мониторинга процессов демонополизации и развития конкуренции, антимонопольного регулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг Коллегия МАП России постановляет:
1. Отметить, что МАП России и его территориальными органами проводится масштабная работа по проведению государственной политики по содействию развитию рынка жилищно-коммунальных услуг, по демонополизации и развитию конкуренции в сфере ЖКХ, формированию здоровой конкурентной среды, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию конкретных мер по восстановлению нарушенных прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, привлечению к ответственности исполнителей жилищно-коммунальных услуг, допускающих нарушения антимонопольного законодательства.
2. Отметить, что основной причиной, не позволяющей обеспечить должную защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, является несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем считать первостепенной задачей совершенствование федерального законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
3. Территориальным управлениям МАП России:
осуществлять постоянное антимонопольное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, используя свои полномочия по применению административных санкций к нарушителям прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
осуществлять постоянный контроль за формированием рынка жилищно-коммунальных услуг, формированием конкуренции на указанном рынке.
При проведении контроля особое внимание уделять проверкам:
наличия письменных договоров;
условий договоров - на соответствие гражданскому законодательству и антимонопольному законодательству. При выявлении условий договоров, ущемляющих интересы хозяйствующих субъектов - потребителей жилищно-коммунальных услуг, принимать меры к устранению выявленных нарушений;
регламентации параметров предоставляемых услуг, особенно в части показателей качества услуг, режиме и сроках их предоставления, информации об услугах, которые входят в оплату жилья, коммунальных услуг, и услугах, предоставляемых за дополнительную плату, ценах на услуги, об условиях и порядке снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг; принимать меры по обеспечению соответствия законодательных и иных правовых актов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих отношения в жилищно-коммунальной сфере, антимонопольному законодательству.
Не допускать согласования правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, имея в виду, что их регулирование в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В случае выявления нормативных правовых актов, не соответствующих гражданскому законодательству и антимонопольному законодательству или принятых с превышением полномочий, вносить предложения в органы, их принявшие, об их изменении или отмене.
4. Направить в Госстрой России предложения по проектам Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрев в нем правовую регламентацию вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
5. Направить в Госстрой России предложения по проектам Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг и типовых договоров.
2. О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции.
Заслушав и обсудив доклад «О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции», Коллегия отмечает, что МАП России и его территориальные органы обеспечивают защиту законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Центральное место в этой работе отведено рассмотрению обращений граждан, хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных и иных организаций. В целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства на рынке молочной консервированной продукции проведены проверки хозяйствующих субъектов. По их результатам применены административные меры воздействия к недобросовестным товаропроизводителям и продавцам.
Вместе с тем, в работе по защите прав потребителей и добросовестных товаропроизводителей имеются нерешенные проблемы.
Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции затрудняет контроль за соблюдением норм законодательных актов.
Требует упорядочения законодательство о защите прав потребителей и законодательство о конкуренции в части подкрепления норм законов мерами по обеспечению их единообразного применения. Необходимо в первоочередном порядке разработать технический регламент на идентификацию и маркировку продукции.
Нуждается в усилении работа по обеспечению согласованности действий с другими заинтересованными контролирующими органами по предупреждению и пресечению правонарушений в отдельных секторах потребительского рынка.
Заслушав и обсудив доклад «О мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и законодательства о конкуренции при изготовлении и обороте консервированной молочной продукции»,
Коллегия постановляет:
1.Принять к сведению информацию Управления по защите прав потребителей и Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции о принимаемых мерах по усилению контроля за соблюдением прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей на рынке обращения консервированной молочной продукции.
2. Управлению по защите прав потребителей при доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации» предусмотреть обязательное установление требований к информации о пищевых продуктах в части указания сведений о пищевых добавках, в том числе биологически активных добавках, продовольственном сырье, полученном из генетически модифицированных источников.
3. Территориальным управлениям МАП России рассмотреть результаты сравнительных исследований, проведенных Информационно издательской фирмой «Спрос» Международной Конфедерации обществ потребителей, и принять меры по возбуждению дел в отношении изготовителей, нарушающих права потребителей и добросовестных товаропроизводителей при изготовлении и реализации консервированной молочной продукции.
4.Рекомендовать Госстандарту России совместно с Минсельхозом России и Минздравом России: разработать комплекс мер, обеспечивающих соблюдение требований законодательных актов по установлению запрета на выпуск продукции по техническим условиям предприятий с применением наименований, терминов и определений, характерных для стандартизированной продукции и вводящих потребителей в заблуждение относительно природы и назначения товаров;
привести термины и определения на продукцию, выпускаемую по техническим условиям и не включенную в программу стандартизации, в соответствие с положениями государственных стандартов в части оформления, изложения, согласования, регистрации и сроков обновления, а также нанесения информации о товаре; разработать специальную терминологию, коды ОКП и методы испытаний под программу стандартизации продукции.
5.Рекомендовать Госстандарту России принять меры по восстановлению 2 и 3 абзаца в разделе 1 «Область применения» (ГОСТ Р 51740-2001б) в части обязательного соблюдения требований стандарта при разработке и оформлении технических условий, приведения действующих технических условий в соответствие с этим ГОСТом. Предусмотреть исключение случаев сертификации модифицированной пищевой продукции в системе добровольной сертификации.
6.Рекомендовать Госстандарту России с участием МАП России, Минздрава России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России и ГТК России подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложение о включении в подготавливаемую Программу разработки технических регламентов на 2003 – 2010 годы подготовку технического регламента (закона) «Требования к маркировке и идентификации пищевых продуктов».
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT