Решения Коллегии

Протокол заседания Коллегии от 25 июня 2002 г.

1. О совершенствовании государственного контроля соблюдения законодательства о рекламе средствами массовой информации

Заслушав и обсудив вопрос о деятельности антимонопольных органов по контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, коллегия МАП России отмечает позитивную роль, которую сыграл Федеральный закон "О рекламе" в регулировании отношений на рекламном рынке. Вместе с тем изменение экономической ситуации в стране с 1995 года требует соответствующего изменения в правовом регулировании рекламной деятельности.

МАП России и его территориальные органы реализуют основные функции, предусмотренные указанным законодательством. Для защиты от недобросовестной конкуренции, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью и имуществу граждан, формирования цивилизованного рынка рекламы задействуются основные меры, предусмотренные законодательством. Ежегодно предупреждается и пресекается значительное количество правонарушений в этой области.

Осуществляется активное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, основными субъектами рекламного рынка, средствами массовой информации и органами саморегулирования рекламной деятельности.

Вместе с тем, в процессе пресечения выявляемых антимонопольными органами нарушений в области рекламной деятельности необходимо более активно использовать меры административного воздействия к нарушителям рекламного законодательства (включая выдачу предписаний о прекращении нарушения рекламного законодательства и принятие решений об осуществлении контррекламы).

Неточность законодательных формулировок в ряде случаев не позволяет антимонопольным органам активно пресекать выявляемые нарушения. В частности, это касается положений ст. 11 Федерального закона "О рекламе", устанавливающей предельный объем рекламы в радио- и телепрограммах.

Для повышения эффективности контроля уровня звука при размещении радио- и телерекламы необходимо обеспечить антимонопольные органы соответствующими измерительными приборами и методикой таких измерений.

Довольно острой остается проблема взаимодействия центральных и региональных телекомпаний при размещении рекламы и определении ее объемов. В целях стабилизации ситуации во взаимоотношениях центральных и региональных телекомпаний необходимо провести анализ их взаимодействия при размещении и распространении рекламы с целью подготовки законодательных предложений по учету в законодательстве региональной специфики размещения рекламы в телепрограммах.

Проблемой государственного контроля является развитие рекламы товаров через "телемагазины". При этом, зачастую, в рекламе отсутствует информация о продавце товара, а сообщается только контактный телефон, позвонив по которому можно заказать рекламируемый товар. В ряде случаев, антимонопольным органам достаточно сложно обеспечить надлежащую защиту потребителей рекламы.

Для усиления правовой защиты потребителей от злоупотреблений со стороны организаций, осуществляющих продажу товаров через телемагазины, следует установить в законодательстве требование об обязательном сообщении потребителям рекламной информации сведений о фактическом месте нахождения рекламодателя - продавца, которому могут быть предъявлены требования в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Актуальной является проблема определения объема рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера. Учитывая различия в целях регулирования рекламного и налогового законодательства, необходимо подготовить предложения об установлении критериев определения рекламного характера периодических печатных изданий для целей налогообложения, исходя из объема оплаченного рекламного материала.

Коллегия отмечает повышение количества нарушений при рекламировании алкогольной продукции, особенно с содержанием этилового спирта более 15 процентов. Жесткие ограничения на рекламу алкоголя в ряде случаев компенсируются отсутствием соразмерной ответственности за их нарушение. Поэтому следует разработать предложения по стабилизации ситуации при рекламировании алкогольной продукции.

Отдел контроля рекламного законодательства Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции (Котов С.Ф.) недостаточно внимания уделяет развитию методологической базы осуществления государственного контроля рекламного законодательства. Не обеспечивается надлежащая методическая поддержка территориальных органов МАП России в части реализации их полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О рекламе".

С целью повышения эффективности государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, поддержки добросовестного предпринимательства коллегия постановляет:

1. На основе анализа применения антимонопольными органами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушении рекламного законодательства подготовить Рекомендации по привлечению субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу. Усилить контроль своевременности и полноты уплаты штрафов, наложенных за нарушение законодательства о рекламе.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, Правовой департамент совместно с территориальными управлениями.

Срок исполнения: март 2003 г.

2. Подготовить законопроектные предложения по усилению административной ответственности субъектов рекламной деятельности при рекламировании алкогольной продукции, установлению требований к рекламе через "телемагазины", определению порядка проведения стимулирующих розыгрышей, проводимых в рекламных целях.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, Правовой департамент.

Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

3. Подготовить обзор административной и судебной практики пресечения нарушений Федерального закона "О рекламе".

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.

Срок исполнения: декабрь 2002 г.

4. Подготовить методические рекомендации по организации контроля соблюдения ст. 11 Федерального закона "О рекламе" в части объема рекламы в радио- и телепрограммах, и уровня звука рекламы.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.

Срок исполнения: октябрь 2002 г.

5. На основе анализа взаимодействия центральных телеканалов с региональными при размещении и распространении рекламы подготовить законодательные предложения по учету в законодательстве региональной специфики размещения рекламы в телепрограммах.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, Правовой департамент совместно с территориальными управлениями.

Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

6. Подготовить предложения об установлении критериев определения рекламного характера периодических печатных изданий для целей налогообложения, исходя из объема оплаченного рекламного материала.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции , Правовой департамент.

Срок исполнения: III квартал 2002 г.

7. Обобщить региональный опыт создания и деятельности органов саморегулирования рекламы.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, территориальные управления.

Срок исполнения: ноябрь 2002 г.

8. Территориальным управлениям информировать МАП России о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе центральными средствами массовой информации для принятия к нарушителям мер административного воздействия.

Исполнитель: территориальные управления.

Срок исполнения: по мере выявления нарушений.



2. О работе Тверского и Ставропольского территориальных управлений по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

Заслушав и обсудив доклад об опыте работы Тверского и Ставропольского территориальных управлений МАП России по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с участием руководителей территориальных управлений, коллегия отмечает.

За десятилетие, прошедшее со дня вступления в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", решены многие вопросы, касающиеся обеспечения прав потребителей. Создана добротная законодательная база по защите прав потребителей. В 1996 г. вышла новая редакция закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в 1999г. указанный Закон был гармонизирован с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Постоянно вносятся изменения и дополнения в отдельные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, а также разрабатываются новые правовые акты, регулирующие отношения с участием потребителей. Благодаря усилиям территориальных антимонопольных управлений, практически во всех субъектах Российской Федерации сформирована действенная система защиты прав потребителей, развивается конструктивное взаимодействие составляющих ее структур, в результате чего обеспечивается защита прав и законных интересов граждан-потребителей непосредственно по месту их жительства. В целях выработки согласованных мер по обеспечению эффективной защиты прав и законных интересов потребителей созданы координационные советы по защите прав потребителей на федеральном и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий. Ежегодно в порядке контроля законодательства о защите прав потребителей территориальными управлениями рассматривается порядка 40 тыс. заявлений и обращений граждан и организаций, вскрываемые нарушения оперативно устраняются. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи.

Как показывает практика, роль территориальных органов по реализации государственной политики в области защиты прав потребителей по-прежнему велика. Однако, в связи с существенным расширением круга задач, возложенных на территориальные управления в связи с передачей функций по государственному контролю рекламного законодательства, регулированию деятельности субъектов естественных монополий, государственной поддержке предпринимательства, реализации конкурентной политики на рынках финансовых услуг, реализация политики в области защиты прав потребителей крайне затруднена. Из-за недостаточной штатной численности, низкой оплаты труда работников, недостаточного финансирования и отсутствия средств на командировочные расходы территориальные управления МАП России не всегда в полной мере могут выполнить весь спектр мероприятий, направленных на поддержание региональной системы защиты прав потребителей и оказывать действенную помощь потребителям в защите их прав.

В Ставропольском территориальном управлении функции защиты прав потребителей совмещены с обеспечением государственного контроля рекламной деятельности, а в Тверском территориальном управлении - с проведением на территории области федеральной политики в области государственной поддержки предпринимательства и контроля соблюдения рекламного законодательства.

Коллегия постановляет:

1. Отметить, что Тверским и Ставропольским территориальными управлениями МАП России осуществляется комплекс работ по обеспечению государственной политики в области защиты прав потребителей в регионах.

2. Поручить руководителям Тверского территориального управления и Ставропольского территориального управления оперативно принять меры по устранению недоработок и упущений, отмеченных в материалах Коллегии.

3. Управлению по защите прав потребителей:

3.1. Обобщить предложения территориальных управлений по совершенствованию нормативной базы и возникающих в процессе осуществления деятельности по защите прав потребителей нерешенных и проблемных вопросов, подготовив соответствующие предложения и разъяснения.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей.
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

3.2. Подготовить и направить письмо Губернатору Ставропольского края о поддержке общественного потребительского движения.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей.
Срок исполнения: III квартал 2002 г.

3.3. Обобщить опыт работы Городского комитета по защите прав потребителей г. Твери и Бюро по защите прав потребителей при администрации г. Невинномысска; подготовить публикацию для Вестника МАП России.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей, Ставропольское и Тверское территориальные управления МАП России.
Срок исполнения: I квартал 2003 г.

3.4. Управлению кадровой политики и координации деятельности территориальных органов организовать стажировку в Управлении по защите прав потребителей вновь принятых работников территориальных управлений.

Исполнитель: Управление кадровой политики и координации деятельности территориальных органов, Управление по защите прав потребителей.
Срок исполнения: по мере поступления обращений от территориальных управлений.

3.5. Провести анализ правомерности отказа медицинских организаций от заключения договора на оказание платных медицинских услуг с гражданами, нуждающимися в момент обращения в медицинской помощи, и оказание их только в случае заключения гражданами договоров добровольного медицинского страхования. Направить разъяснение по данному вопросу территориальным управлениям МАП России.

Исполнитель: Управление по защите прав потребителей.
Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

4. Руководителям территориальных управлений МАП России:

4.1. В целях оказания помощи большему числу потребителей шире использовать предоставленные территориальным управлениям полномочия по предъявлению исков в суды в защиту неопределенного круга потребителей.

Срок исполнения: постоянно.

4.2. В соответствии с одобренными Межведомственным советом по защите прав потребителей Приоритетными направлениями национальной политики в области защиты прав потребителей на 2001-2010 годы и Комплексом мер по их реализации на период до 2004 года разработать перспективные направления потребительской политики в регионах; учитывать положения указанных документов при разработке региональных программ и планов мероприятий по защите прав потребителей.

Срок исполнения: 2003 г.

4.3. Информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации и главных федеральных инспекторов о работе по защите прав потребителей и актуальных проблемах потребительской политики.

Срок исполнения: раз в полугодие.

4.4. Направить органам местного самоуправления рекомендации по расширению деятельности по защите прав потребителей, в том числе через анализ договоров на предмет выявления условий, ущемляющих права потребителей, проведение семинаров для предпринимателей, содействие обучению школьников основам потребительских знаний, воспитанию потребительской культуры.

Срок исполнения: III квартал 2002 г.

4.5. Активизировать работу по освещению в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей.

Срок исполнения: постоянно.

4.6. Завершить работу по созданию экспертно-консультативных советов по развитию конкуренции и контролю естественных монополий с участием в них общественных объединений потребителей.

Срок исполнения: IV квартал 2002 г.

4.7. Принимать участие в работе по повышению квалификации мировых судей, рассматривающих дела в области защиты прав потребителей.

Срок исполнения: постоянно.



3. О состоянии фармацевтического рынка

Заслушав и обсудив доклад "О состоянии фармацевтического рынка", коллегия отмечает, что в целом по России формируется тенденция создания олигопольных рынков услуг по оптовой продаже лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, где основную долю в отдельных регионах занимают три-четыре национальных дистрибьютора, имеющих свои представительства в соответствующих регионах. При этом в отдельных регионах велико влияние ГУП "Фармация", занимающего доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

Формирование фармацевтических олигопольных рынков может привести к антиконкурентным действиям (соглашениям) со стороны крупных национальных дистрибьюторов и разделу рынка по территориальному признаку.

В розничном звене торговли лекарственными препаратами определяющими становятся две тенденции: первая - увеличение количества аптечных учреждений негосударственной формы собственности за счет создания крупными дистрибьюторами своей аптечной сети; вторая - сокращение количества государственных и муниципальных аптек.

Появление как первой, так и второй тенденций обусловлено обострением конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке. Это стало особенно заметным после временного затишья внедрения частного капитала на фармацевтический рынок в 1998 г. В связи с резким скачком цен на лекарства в 1998 г. и ухода с рынка многих как оптовых, так и розничных, предприятий из-за нехватки оборотных средств, низкого уровня обеспеченности населения лекарственными препаратами, на уровне Правительства Российской Федерации было вынесено решение об осуществлении государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

С одной стороны, оно повлияло на финансовое состояние аптечных учреждений - из-за ограничения оптовых и розничных надбавок снизился уровень рентабельности аптечных учреждений. С другой стороны, выросли цены на лекарственные препараты за счет того, что предприятия промышленности и импортеры увеличили регистрируемые и фактические отпускные цены, закладывая в них инфляционные ожидания и другие факторы, влияющие на стабильность их финансового положения.

Создание аптечных сетей крупными дистрибьюторами создает предпосылки формирования вертикально-интегрированных структур, что отрицательным образом может сказаться на развитии конкуренции среди аптечных учреждений. В то же время следует отметить, что процесс этот только начался и пока не носит для конкурентной среды угрожающий характер.

Анализ результатов исследования фармацевтического рынка показал, что торговые надбавки к ценам на лекарственные препараты по регионам имеют значительный разброс. При этом они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без достаточного обоснования, что приводит в ряде случаев к росту цен на лекарственные препараты и снижению обеспеченности ими населения.

В связи с этим актуальным становится вопрос о наблюдении за обоснованностью формирования цен на лекарственные средства, недопущения создания дискриминационных условий деятельности одним хозяйствующим субъектам и благоприятствующих условий другим за счет механизма установления надбавок к ценам на лекарственные средства.

Эффективной мерой развития конкуренции на фармацевтическом рынке может быть осуществление постоянного контроля экономической концентрации на фармацевтическом рынке и в особенности услуг по оптовой продаже лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, мониторинг состояния конкуренции с целью пресечения и недопущения антиконкурентных действий со стороны участников рынка.

В целях дальнейшего контроля ситуации за состоянием конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечения стабилизации цен на лекарственные препараты коллегия постановляет:

1. Принять к сведению доклад Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.

2. Направить аналитический обзор "О влиянии введения регулирования цен на лекарственные средства на развитие конкуренции на фармацевтическом рынке" в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минздрав России, Минэкономразвития России, в территориальные управления МАП России.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.
Срок исполнения: июль 2002 г.

3. Территориальным управлениям МАП России осуществлять более жесткий контроль за процессами, происходящими на фармацевтическом рынке региона (формирование аптечных сетей, концентрация фармацевтического рынка по олигопольному признаку, соглашения по разделу рынка и т.д.) и по мере выявления нарушений информировать МАП России о принимаемых мерах.

4. Управлению контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции в IV кв. 2002 г. подготовить и направить территориальным управлениям МАП России программу обследования фармацевтического рынка.

5. Руководителям территориальных управлений МАП России:

6. Управлению контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции обобщить полученный материал, подготовить аналитический обзор по результатам обследования.

Исполнитель: Управление контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.
Срок исполнения: IV кв. 2003 г.

7. В связи с изменением сроков проведения обследования фармацевтического рынка снять с контроля выполнение п. 3.7.10 "В целях усиления контроля экономической концентрации, развития конкуренции на товарных рынках провести совместно с территориальными управлениями МАП России обследование социально и стратегически значимых товарных рынков, по итогам подготовить предложения Правительству Российской Федерации по развитию конкуренции на рынке лекарственных средств, на которые регулируются цены" Плана действий центрального аппарата и территориальных управлений МАП России на 2002 год, утвержденного решением расширенного заседания коллегии от 26.02.2002 г.



4. О ходе выполнения решений коллегии, срок исполнения которых истекает в первом полугодии 2002 года

Обсудив итоги выполнения решений коллегии МАП России, срок исполнения которых истекает в первом полугодии 2002 года, коллегия постановляет:

1. Информацию о выполнении решений коллегии МАП России, срок исполнения которых истекает в первом полугодии 2002 года, принять к сведению.

2. Отметить, что ряд поручений коллегии выполняется с нарушением установленных сроков. Отдельные поручения коллегии не исполнены в срок ввиду наличия объективных причин, однако, корректировка сроков исполнения в установленном порядке не оформлена.

3. Указать руководству Департамента развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка, Правового департамента, Департамента информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте на непринятие должных мер по своевременному исполнению поручений коллегии. Считать недопустимым корректировку сроков исполнения поручений коллегии после их истечения.

4. Обратить внимание заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства на обеспечение должного контроля выполнения поручений коллегии в установленные сроки.

5. Внести следующие коррективы в поручения коллегии:

5.1. Снять с контроля выполнение: 5.2. Внести изменения в сроки исполнения: 5.3. Внести изменения в формулировку и срок исполнения пункта 3.16 заседания коллегии от 26.02.02 г. (протокол № 2 от 26.02.02 г.) о подготовке доклада Правительству Российской Федерации о соблюдении требований антимонопольного законодательства при переходе предприятий электроэнергетики к конкурентным условиям деятельности.

Изложить пункт 3.16 заседания коллегии от 26.02.02 г. в следующей редакции:

"Подготовить аналитическую записку о соблюдении требований антимонопольного законодательства при переходе предприятий электроэнергетики к конкурентным условиям деятельности по результатам реализации Плана мероприятий I этапа реформирования электроэнергетики". Аналитическую записку представить Министру.

Исполнитель: Департамент конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно с ассоциацией пользователей услуг транспорта;
Срок исполнения: I квартал 2003 года.

6. Контроль выполнения настоящего решения коллегии возложить на Управление информации, комплексного анализа и реестров.



5. Об исключении из плана работы коллегии МАП России на январь-сентябрь 2002 года вопроса "Опыт антимонопольного регулирования в странах ЕС и использования его в России"

Обсудив служебную записку начальника Управления международных связей и методологии конкурентной политики Ячеистовой Н.И. об исключении из плана работы коллегии МАП России на январь-сентябрь 2002 года вопроса "Опыт антимонопольного регулирования в странах ЕС и использования его в России", предусмотренного к рассмотрению на заседании коллегии МАП России 24 сентября 2002 г., коллегия постановляет:

1. Исключить вопрос "Опыт антимонопольного регулирования в странах ЕС и использования его в России" с рассмотрения на заседании коллегии МАП России 24 сентября 2002 года и перенести рассмотрение этого вопроса на заседание коллегии в I полугодии 2003 года.

2. Управлению информации, комплексного анализа и реестров внести соответствующее изменение в план работы коллегии МАП России на январь - сентябрь 2002 года и учесть при формировании проекта плана работы коллегии МАП России на I полугодие 2003 года.

3. Контроль выполнения настоящего решения коллегии возложить на Управление информации, комплексного анализа и реестров.



6. О награждении почетной грамотой МАП России Обсудив представление к награждению Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: коллегия постановляет: Председатель
И.А. Южанов