На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Решения Коллегии
Протокол заседания Коллегии от 29 апреля 2002г.

1. Об усилении роли антимонопольных органов в обеспечении недискриминационных условий предоставления и доступа к товарам, работам, услугам хозяйствующих субъектов, занимающих на товарных рынках доминирующее положение, в том числе к услугам субъектов естественных монополий

Коллегия МАП России, заслушав и обсудив доклад Департамента информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте, констатирует необходимость усиления роли антимонопольных органов в обеспечении недискриминационного предоставления и доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий, а также иных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках продолжает оставаться наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства. В 2000-2001 гг. антимонопольные органы рассмотрели более 14900 заявлений по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке, что составило в 2000 г. 48,5 % от общего числа рассмотренных антимонопольными органами заявлений, а в 2001 г. - более 53%. При этом по сравнению с периодом 1998-1999 г.г. рост количества заявлений в 2000 г. составил 19 %, в 2001 г. - 27%.

Анализ дел, рассмотренных в 2000-2001 гг. антимонопольными органами в связи со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке, показал, что 72% из них приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Соответственно лицами, нарушающими антимонопольное законодательство, являются, в основном, субъекты естественных монополий, на долю которых приходится 80% нарушений. Наиболее часто нарушения выявляются в области электроэнергетики - 31%, связи - 17 %, железнодорожном транспорте - 12 %, в газовой отрасли - 8 %.

Коллегия отмечает важность и актуальность проводимой МАП России и его территориальными управлениями работы, направленной на совершенствование антимонопольного законодательства в части усиления государственного контроля обеспечения требований недискриминационности, а также тенденции более жесткого применения положений антимонопольного законодательства в части контроля экономической концентрации, содержащие требования, направленные на недопущение дискриминации одних субъектов по сравнению с другими.

Практика рассмотрения антимонопольными органами таких нарушений, а также ход проводимых в Российской Федерации реформ в ключевых сферах экономики выявили ряд проблем, мешающих развитию рыночных отношений, и связанных как непосредственно с деятельностью субъектов естественных монополий, так и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в инфраструктурных сферах. Проблема обеспечения недискриминационных условий доступа к товарам, (работам, услугам), реализуемых (выполняемых, оказываемых) доминирующими на рынке субъектами, и, прежде всего, осуществляющими свою деятельность в перечисленных выше сферах, является одной из ключевых. Однако эффективному предупреждению и пресечению подобных нарушений в значительной мере препятствует отсутствие в антимонопольном законодательстве положений, позволяющих предупреждать монополистическую деятельность субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

В целях совершенствования работы антимонопольных органов по обеспечению недискриминационного доступа к товарам, работам, услугам хозяйствующих субъектов, занимающих на товарных рынках доминирующее положение, в том числе к услугам субъектов естественных монополий, коллегия постановляет:

1. Принять к сведению доклад Департамента информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте.

2. Департаменту конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте совместно с Правовым департаментом разработать и представить в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации:
  • о порядке равного доступа потребителей и производителей электроэнергии к услугам естественных монополистов в электроэнергетике;
    Срок - II квартал 2002 года.

  • об обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых транспортных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок (компаний - операторов, в том числе владеющих инфраструктурой, не входящей в состав федерального железнодорожного транспорта) с учетом результатов выполнения НИР по данной теме.
    Срок - в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 - 2002 годы.
3. Управлению международных связей и методологии конкурентной политики, Департаменту конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте при разработке методических рекомендаций по выставлению антимонопольными органами требований, направленных на обеспечение конкуренции, в порядке статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" учесть опыт антимонопольных органов по обеспечению недискриминационных условий доступа и предоставления товаров, работ, услуг субъектами, доминирующими на рынке.

Срок - постоянно.

4. Правовому департаменту, Департаменту конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте обобщить практику МАП России и его территориальных управлений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с созданием дискриминационных условий предоставления или доступа к товарам (работам, услугам), реализуемых (выполняемых, оказываемых) субъектами, занимающими на рынке доминирующее положение.

Срок - III квартал 2002 г.

5. Территориальным управлениям МАП России:
  • при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии со статьями 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" обеспечивать в предусмотренных антимонопольным законодательством случаях выставление требований, направленных на обеспечение конкуренции, с учетом специфики товарного рынка и необходимости создания недискриминационных условий доступа предприятий к услугам хозяйствующих субъектов, занимающих на товарных рынках доминирующее положение, уделяя особое внимание сделкам, действиям, осуществляемым субъектами естественных монополий;
    Срок - постоянно.

  • в целях обобщения практики, представить в МАП России перечень дел, рассмотренных территориальным управлением за период с 01.01.2001 по 01.07.2002 о нарушениях антимонопольного законодательства органами власти и (или) хозяйствующими субъектами, связанных с созданием дискриминационных условий предоставления или доступа к товарам (работам, услугам), реализуемых (выполняемых, оказываемых) субъектами, занимающими на рынке доминирующее положение. Одновременно с перечнем дел представить копии соответствующих решений, предписаний и, в случае судебного обжалования, копии судебных актов.
    Срок - 01.09.02.

  • в целях обобщения практики, представить в МАП России копии всех заключений по сделкам с выставлением в порядке статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" требований, направленных на обеспечение конкуренции, и выданных за период с 01.01.2001 по 01.07.2002;
    Срок - 01.09.02.

  • ввести в практику обязательный контроль исполнения хозяйствующими субъектами требований, направленных на обеспечение условий конкуренции, выставляемых антимонопольными органами в соответствии со статьями 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
    Срок - постоянно.
<<  <  1         
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT