Решения Коллегии

Протокол заседания Коллегии от 26 марта 2002г.

1. О создании условий дальнейшего развития конкуренции на финансовом рынке. Финансовые организации с государственным участием. Конкурентный аспект

Заслушав и обсудив вопрос "О создании условий для дальнейшего развития конкуренции на финансовом рынке. Финансовые организации с государственным участием. Конкурентный аспект", коллегия отмечает, что в 2001 году МАП России и его территориальные управления проделали значительную работу по реализации Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о защите конкуренции) и обеспечению равных условий конкуренции для финансовых структур на динамично развивающемся отечественном финансовом рынке.

При непосредственном участии МАП России была разработана Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принят ряд принципиальных решений о реформировании банков с государственным участием и выходе государства из уставных капиталов кредитных организаций, реализуются конкурсные подходы при отборе финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций с бюджетными средствами, выполняются стратегические решения руководства страны о снижении неоправданных административных барьеров для участников финансового рынка.

Вместе с тем, текущую ситуацию с конкуренцией на финансовом рынке коллегия оценивает как неудовлетворительную. Состояние выполнения антимонопольного законодательства на федеральном и региональном рынках финансовых услуг требует оперативного принятия дополнительных мер со стороны МАП России и его территориальных управлений, концентрации их усилий на ключевых направлениях.

К приоритетным направлениям деятельности антимонопольных органов на 2002-2003 гг. коллегия относит:

содействие реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации и Банком России. При этом особое внимание должно быть обращено на выполнение требований антимонопольного законодательства со стороны банков с государственным участием: С учетом реализации указанных приоритетных направлений деятельности, коллегия постановляет:

1. Департаменту развития конкуренции на финансовых рынках, товарных бирж и срочного рынка:

1.1. организовать мониторинг соблюдения антимонопольного законодательства со стороны крупнейших банков с государственным участием. В частности:

обеспечить антимонопольный контроль выполнения решений Правительства Российской Федерации о выходе государства из капитала отдельных кредитных организаций;

подготовить предложения по усилению контроля Наблюдательного совета Сберегательного банка России за коммерческой политикой Сбербанка России (срок представления в Банк России, Минфин России, Наблюдательный совет Сбербанка Российской Федерации - III квартал 2002 года);

активизировать работу по содействию формированию системы гарантирования вкладов населения в коммерческих банках;

1.2. разработать и направить в Банк России предложения об изменении Инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 и Указания Банка России от 19.03.99 № 513-У, в части определения порядка открытия накопительных счетов в кредитных организациях с учетом требований антимонопольного законодательства;

1.3. обобщать информацию о соблюдении требований статей 13 и 14 Закона о защите конкуренции, полученную из территориальных управлений МАП России, и направлять ее в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Срок исполнения - раз в полугодие;

1.4 провести анализ практики территориальных управлений МАП России по осуществлению контроля соблюдения требований статей 13 и 14 Закона о защите конкуренции на предмет выявления фактов различного толкования указанных статей закона. По итогам анализа с целью унификации практики антимонопольных органов разработать и направить в территориальные управления МАП России уточненные методические рекомендации по применению указанных статей закона.

Срок исполнения - II квартал 2002 г.;

1.5. представить предложения о внесении изменений в законодательство в части образования акционерными обществами обязательного фонда дивидендов, учитывая при этом зарубежный опыт и необходимость увязать вступление в силу этих изменений (в случае реализации высказанных предложений) со сроками проведения реформы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой реформы в части создания условий для невозможности сокрытия акционерными обществами полученной прибыли.

Срок исполнения - IV квартал 2002 г.;

1.6. доработать с учетом предложений территориальных управлений МАП России и членов Экспертных советов по защите конкуренции на рынках финансовых услуг при МАП России проект Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Срок исполнения - II квартал 2002 года;

1.7. доработать с Банком России проект Правил рассмотрения дел о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке банковских услуг и проект Порядка определения доминирующего положения кредитных организаций на рынке банковских услуг;

Срок исполнения - III квартал 2002 г.;

1.8. подготовить предложения, предусматривающие меры по снижению влияния кэптивных финансовых организаций на формирование конкурентной среды;

1.9. подготовить проект изменений и дополнений в Закон о защите конкуренции в части определения понятий необоснованно высокой и необоснованно низкой цены.

Срок исполнения - III квартал 2002 г.;

1.10. подготовить проекты соглашений об информационном взаимодействии с Банком России и Комитетом по финансовому мониторингу при Минфине России.

Срок исполнения - май 2002 г.

2. Департаменту развития конкуренции на финансовых рынках, товарных бирж и срочного рынка, Управлению контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции :

2.1 провести анализ практики использования слова "государственный" и образуемых на его основе словосочетаний в наименованиях финансовых и иных организаций с незначительной долей государства в уставном капитале на предмет ее соответствия антимонопольному и рекламному законодательству;

2.2 провести анализ практики использования в наименованиях финансовых и иных организаций специальных терминов, слов со специальным значением и образуемых на их основе словосочетаний на предмет ее соответствия антимонопольному и рекламному законодательству.

Срок исполнения - III квартал 2002 г.

3. Председателю Экспертного совета по защите конкуренции на рынке страховых услуг, Департаменту развития конкуренции на финансовых рынках, товарных бирж и срочного рынка организовать доработку методических рекомендаций по применению норм Закона о защите конкуренции по вопросам соглашений и согласованных действий, контроля экономической концентрации, контроля конкурсных процедур для отбора финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджета.

Срок исполнения - II квартал 2002 г.



2. О состоянии рынков имущественного страхования, страхования жизни и страхования объектов повышенной опасности

Заслушав вопрос о состоянии конкуренции на рынках страхования имущества юридических лиц, страхования жизни и гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и обсудив представленные результаты анализа, проведенного работниками центрального аппарата и территориальных управлений МАП России о состоянии дел в субъектах Российской Федерации, коллегия отмечает, что в 2000-2002 годах МАП России в рамках реализации требований Закона о защите конкуренции проводил определенную работу по созданию предпосылок обеспечения равных условий конкуренции на указанных сегментах страхового рынка.

Проблемы современного страхового рынка России рассматривались на заседаниях коллегии Министерства, Экспертного совета по страховому рынку МАП России с участием Всероссийского союза страховщиков, Минфина России, ведущих ученых и практиков отечественного страхового рынка. Налажено взаимодействие с органами Прокуратуры Российской Федерации. О нерешенных вопросах и проблемах соблюдения государственной антимонопольной политики постоянно информировалось Правительство Российской Федерации.

Особое внимание МАП России уделял реализации поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством России задач по повышению траспарентности финансовых потоков бюджетов различных уровней, экономии бюджетных средств, внедрению конкурсных подходов к отбору федеральными органами исполнительной власти страховых и иных финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами федерального бюджета. Позитивная работа была проведена, в частности, с МНС России, Минтрансом России, Минкультуры России, ГТК России, Госстроем России, ФСО России. О ее результатах периодически докладывается Правительству Российской Федерации. Активизировали свою деятельность по указанному вопросу ряд территориальных управлений МАП России.

Вместе с тем коллегия отмечает, что на указанных рынках выявляется все большее количество нарушений антимонопольного законодательства. Темпы роста и динамики качественных изменений на указанных сегментах страхового рынка страны пока опережают эффективность работы антимонопольных органов, требуют от них выработки новых подходов и механизмов реализации федерального антимонопольного законодательства, внесения по результатам анализа практики дальнейших изменений в нормативно-правовую базу.

Позитивные сдвиги в отечественной экономике и налоговая реформа способствовали ускоренному развитию страхового рынка России, в том числе на указанных сегментах. Если в 1997 году общая сумма собранной страховой премии составляла 1,3% к ВВП страны, то в 2001 году - около 3% (276,6 млрд. руб.). Более половины взносов дало страхование жизни. Совокупный уставной капитал отечественных страховых компаний за прошлый год увеличился до 27,3 млрд. руб. Интенсивно идут процессы увеличения капиталов ведущих страховых компаний, перераспределения капитала, создания холдингов и страховых пулов, слияний и поглощений. Ведущие столичные страховые компании осуществляют агрессивную политику на рынках субъектов Российской Федерации. Однако наращивание объемов страхового рынка и идущие на нем процессы концентрации капитала пока слабо подкрепляются повышением конкурентоспособности отечественных страховых компаний, улучшением качества предоставляемых страховых продуктов и услуг. По ряду причин отечественный страховой рынок не выполняет одну из основных функций - трансформации собранных средств в инвестиции. Среди причин, препятствующих повышению качества работы российских компаний на указанных сегментах страхового рынка и их конкурентоспособности, одной из ведущих является монополизация отдельных участков рынка, доминированием на них немногих компаний, неправомерные ограничения по выходу на рынок, неправомерные соглашения между страховщиками и исполнительными органами власти разных уровней, которые создают условия для злоупотребления доминирующим положением и ценовых манипуляций тарифами.

Неблагополучное положение сложилось на большинстве региональных рынков. Проведенный МАП России анализ, показывает, что региональные рынки страхования жизни в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Белгородской, Брянской, Камчатской, Кировской, Костромской, Тюменской, Читинской и других областей высококонцентрированы с явным доминированием одной из страховых компаний. В области страхования имущества юридических лиц высокомонополизированными являются региональные страховые рынки Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Мордовии, Хакассии, Амурской, Воронежской, Калужской, Курганской, Курской, Ленинградской, Новосибирской, Сахалинской, Тамбовской и многих других областей России. На рынке страхования гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности в большинстве субъектов Российской Федерации доминируют одна-две крупные компании, многие из которых являются филиалами столичных страховых групп. Особую озабоченность вызывает монопольное положение отдельных компаний на многих региональных рынках страхования государственного и муниципального имущества (Республика Марий-Эл, Ивановская, Курганская и другие области).

С учетом результатов проведенного анализа конкурентной среды на региональных рынках страхования имущества юридических лиц, страхования жизни и гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и анализа работы территориальных управлений МАП России, коллегия постановляет:

1. Направить информационное письмо о результатах проведенного анализа конкурентной среды на рынках субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Ответственный исполнитель - Департамент развития конкуренции на рынках финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка, срок исполнения - апрель 2002 г.

2. Предложить полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах рассмотреть вопросы о состоянии конкурентной среды на рынке страховых услуг на заседаниях Советов округов.

Срок исполнения - первое полугодие 2002 года.

3. Просить Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провести во втором полугодии 2002 года парламентские слушания по вопросу о состоянии конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства на региональных рынках страхования имущества юридических лиц, страхования жизни и гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности.

Срок исполнения - первое полугодие 2002 года.

4. Департаменту развития конкуренции на рынках финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка :

4.1. усилить организационную и методическую помощь территориальным управлениям МАП России в части контроля соблюдения требований федерального антимонопольного законодательства на указанных сегментах региональных страховых рынков. По согласованию с территориальными управлениями провести в 2002-2003 годах семинары по данному вопросу в Пскове и Краснодаре;

4.2. организовать в первой половине 2003 года повторное обследование рынков страхования имущества юридических лиц, страхованию жизни и гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности субъектов Российской Федерации. Сравнительные результаты анализа доложить коллегии в декабре 2003 г.;

4.3.принять участие в доработке проекта Концепции развития страхования в Российской Федерации, предусмотрев в ней меры по развитию конкуренции на рынке страховых услуг.

Срок исполнения: март-апрель 2002 г.;

4.4. разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о конкурсах для страховых компаний, претендующих на участие в программах обязательного страхования.

Срок исполнения - май 2002 г.

5. Руководителям территориальных управлений МАП России:

5.1. совершенствовать информационно-аналитическую работу, усилить мониторинг и экспертизу региональных нормативных правовых актов в сфере страхования;

5.2. проанализировать причины возникновения доминирующего положения страховых организаций на рынках страхования имущества юридических лиц, страхованию жизни и гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и представить в МАП России информацию о результатах проведенного анализа и мерах по развитию конкуренции на указанных сегментах рынка страховых услуг.

Срок исполнения - III квартал 2002 г.;

5.3. наладить взаимодействие по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства на рынке страховых услуг с представителями Всероссийского союза страховщиков в федеральных округах, региональными союзами и гильдиями страховщиков, торгово-промышленными палатами, средствами массовой информации для решения проблем, препятствующих развитию добросовестной конкуренции на страховых рынках субъектов Российской Федерации. Отчет о проведенных мероприятиях представить в МАП России до 17.06.02.



3. Опыт работы Краснодарского, Владимирского, Пензенского территориальных управлений МАП России по реализации Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"

Заслушав и обсудив вопрос "Об опыте работы Владимирского, Краснодарского, Пензенского территориальных управлений МАП России по реализации Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", коллегия отмечает, что указанными территориальными управлениями проделана значительная работа по реализации Закона о защите конкуренции, накоплен опыт, заслуживающий изучения и использования в практике других территориальных управлений МАП России.

После вступления в силу Закона о защите конкуренции указанные территориальные управления МАП России провели определенную организаторскую работу, закрепили за деятельностью по реализации Закона о защите конкуренции квалифицированных сотрудников. Коллегия отмечает, что в них приняты меры по мониторингу регионального законодательства и других нормативных правовых актов администраций данных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Были приняты меры по осуществлению взаимодействия с администрациями субъектов Российской Федерации. Например, в Краснодарском крае образована Комиссия по финансовой и денежно-кредитной политике, в состав которой вошел руководитель территориального управления МАП России. Налажен информационный обмен с региональными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг. Так, в Краснодарском крае налажено сотрудничество с главным управлением Центрального банка Российской Федерации, которое предоставляет необходимые сведения по изменению состояния структуры банковской системы края, а также установлено сотрудничество по информационному обмену с Ростовской межрегиональной инспекцией страхового надзора Минфина России, что позволяет эффективно осуществлять мониторинг регионального страхового рынка. Пензенское территориальное управление МАП России успешно взаимодействует со средствами массовой информации. Руководство управления периодически принимает участие в областных телевизионных передачах, участвует в семинарах, проводимых Приволжским домом знаний для сотрудников юридических служб Пензы и области. Краснодарским территориальным управлением в 2001 году была подготовлена публикация в "Вестник МАП России" "Практика применения Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" на территории Краснодарского края".

Проведение указанными территориальными управлениями МАП России анализа действующих законов и нормативно правовых актов, выпущенных на подведомственной территории, на предмет соответствия их Закону о защите конкуренции, оказывает положительный эффект на общие условия предоставления финансовых услуг. Так, территориальное управление по Владимирской области добилось приведения закона области "О лизинговом фонде для предприятий агропромышленного комплекса Владимирской области" в соответствие нормам Закона о защите конкуренции. Территориальное управление по Пензенской области в судебном порядке реализовало требования Закона о защите конкуренции несмотря на противодействие Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, который пытался ограничить доступ страховых компаний на рынок муниципального имущества. Управление также добилось внесения изменений в постановление городской думы по порядку организации и проведения конкурсов на право страхования муниципального имущества, в постановление Мингосимущества области о праве получения статуса уполномоченного регистратора и т.д. Краснодарское территориальное управление неоднократно возбуждало дела и добивалось устранения нарушений антимонопольного законодательства со стороны администраций городов Сочи и Геленджик, приведены в соответствие с нормами Закона ряд нормативных правовых актов городов Краснодар, Кропоткин, Крымск. Особого внимания заслуживает опыт взаимодействия Краснодарского территориального управления и органов краевой администрации при согласовании документов, регулирующих правоотношения на финансовом рынке, на стадии их разработки. По всем нормативным правовым актам, разрабатываемым администрацией Краснодарского края, затрагивающим вопросы конкуренции на рынке финансовых услуг, управление включалось в перечень ведомств, согласующих проекты. Так, в 2001 году управлением были рассмотрены проекты закона Краснодарского края "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае" и постановления главы администрации Краснодарского края "О программе страховой защиты населения и территории Краснодарского края от природных и техногенных катастроф", замечания по которым учтены при дальнейшей разработке проектов.

Деятельность указанных территориальных управлений МАП России осуществляется в сложных условиях на высококонцентрированном финансовом рынке, большинство участников которого представлены филиалами иногородних финансовых организаций. Так, в Пензенской области региональный банк Сбербанка России сосредоточил почти 75% депозитов, Зареченский филиал страховой компании ЗАО "МАКС" собрал 43% от общей суммы страховой премии в регионе. Во Владимирской области рынок банковских услуг, который оценивался с учетом суммы привлеченных депозитов и выданных кредитов, является высококонцентрированным с явным доминированием одной кредитной организации - Владимирского отделения Сбербанка России (оборот банковских услуг составляет 90%).

Немало замечаний в ходе проведенных проверок поступило в адрес центрального аппарата МАП России и его Департамента развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка. Руководители территориальных управлений справедливо ставят вопросы улучшения информационного взаимодействия Департамента и территориальных органов МАП России, методического обеспечения территориальных органов материалами по правоприменительной практике по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, подключения работников территориальных органов к проверкам МАП России деятельности финансовых организаций и органов исполнительной власти.

Территориальные управления МАП России отмечают, что основные проблемы при изучении состояния финансовых рынков в регионах нередко связаны с тем, что органы исполнительной власти не предоставляют им информацию, необходимую для проведения анализа конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Руководствуясь Планом действий МАП России и территориальных антимонопольных органов на 2002 год и основываясь на результатах выездных проверок, коллегия постановляет:

1. Принять к сведению информацию Владимирского, Краснодарского, Пензенского территориальных управлений МАП России об опыте реализации требований Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" с учетом устранения указанными территориальными управлениями выявленных проверкой отдельных недостатков и выполнения ими рекомендаций, высказанных в ходе изучения их работы.

2. Департаменту развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка и Управлению кадровой политики и координации деятельности антимонопольных органов:

2.1. довести до сведения других территориальных управлений МАП России опыт работы Краснодарского территориального управления в плане позитивного освещения в средствах массовой информации деятельности антимонопольных органов, проведения разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства на финансовых рынках, информационного сотрудничества с управлениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг, взаимодействия с краевой Администрацией и с органами местного самоуправления Краснодарского края;

2.2. провести в 2002 - 2003 г.г. семинары и конференции для территориальных управлений МАП России о практике применения выполнения антимонопольного законодательства на финансовых рынках: с 14 мая по 18 мая 2002 г. в г. Пскове; с 10 сентября по 14 сентября 2002 г. в г. Краснодаре. Обеспечить участие представителей центрального аппарата МАП России в семинарах, организованных, в том числе, и для представителей администраций субъектов Российской Федерации и ведущих участников региональных финансовых рынков. Привлекать руководителей и специалистов территориальных управлений к проведению проверок и рассмотрению вопросов в центральном аппарате МАП России.

Срок исполнения - постоянно, начиная с апреля 2002 года;

2.3. интенсифицировать стажировку кадров территориальных управлений в Департаменте по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка.

Срок исполнения - постоянно, начиная со II квартала 2002 года.

3. Департаменту развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка:

3.1. обеспечить направление в территориальные управления обзоров динамики финансовых рынков и практики работы по соблюдению антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг в центральном аппарате МАП России.

Срок исполнения - постоянно, начиная с мая 2002 года;

3.2. рассмотреть предложения территориальных управлений по внесению изменений в ст. 8 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в части нотификации всех соглашений (согласованных действий) и проинформировать территориальные управления.

Срок исполнения - II квартал 2002 года.

4. Департаменту развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка и Департаменту информации, комплексного анализа и конкурентной политики в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте проработать вопрос о введении в одной из общедоступных деловых газет финансовой направленности рубрику по разъяснению норм и требований антимонопольного законодательства на финансовых рынках.

Срок исполнения - начиная со II квартала 2002 года.



4. О награждении Почетной грамотой МАП России

Обсудив представление к награждению Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: коллегия постановляет: Председатель
И.А. Южанов