На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
23.09.2004
Kaбинeт PФ пoддepжaл интepвeнции нa внyтpeннeм pынкe нeфтeпpoдyктoв


МОСКВА, (Рейтер) - Идея проведения интервенций на российском внутреннем рынке нефтепродуктов для сглаживания сезонных колебаний цен нашла поддержку в правительстве и может быть реализована уже в будущем году, сказал Рейтер руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев.

По мнению Артемьева, реализация этой такого плана облегчит правительству задачу борьбы с инфляцией, которая в этом году может оказаться выше запланированных 10 процентов, в том числе, из-за скачка цен на нефтепродукты.

Возможность создания специального госрезерва для хранения нефтепродуктов, чтобы избежать кризисов на внутреннем рынке, правительство рассматривало еще в 2000 году. Однако тогда для сглаживания сезонного роста цен государство предпочло запретительные экспортные пошлины и балансовые задания по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок, но отказалось от этого в начале 2002 года.

Позапрошлым летом с ростом цен на нефтепродукты безуспешно пыталось бороться Министерство по антимонопольной политике (МАП) - предшественник ФАС. Однако концепция формирования биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, предложенная МАП, так и не была принята, а внутренние цены продолжали расти. Только сначала года они взлетели в РФ примерно на 30 процентов.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Весной идею интервенций возродила ФАС, предложив механизм, аналогичный тому, что применяется на российском валютном рынке и рынке зерна.

По словам Артемьева, на этот раз инициативу антимонопольного ведомства поддержал премьер-министр Михаила Фрадков и Минэкономразвития РФ.

"Минэкономразвития поддержало эту идею, председатель правительства поддержал эту идею, и сейчас ФСФР готовит свои предложения о том, как это можно сделать. Есть поручение, и я очень надеюсь что наши коллеги из ФСФР все сделают быстро", - сказал Артемьев.

"Мы хотим на пиках высоких цен и во время кратковременного дефицита и увеличения спроса выбрасывать нефтепродукты в продажу и скупать на более спокойных периодах. На цену на рынке влияют объемы продаж, начиная с 1 миллиона тонн за период. Это те объемы, которые есть у Госрезерва и Транснефтепродукта", - считает Артемьев.

По его оценке, интервенции могут сбивать цены на нефтепродукты на 5-10 процентов.

"Колебания цен на нефтепродукты создают экономическую нестабильность, и это увеличивает риски", - сказал Артемьев.

По его словам, первыми преимущества новой системы могли бы почувствовать участники госзаказа.

"Речь о том, чтобы на бирже, где будут проводиться интервенции, возможно было бы приобретать нефтепродукты для государственных и муниципальных нужд по рыночной цене. Это имело бы важное значение для предотвращения коррупции", - сказал Артемьев.

Глава ФАС считает, что биржевая торговля также поможет противодействовать картельными сговорам на рынке нефтепродуктов, борьбе с которыми ФАС посвятил целую серию своих летних проверок.

"Биржевая торговля нефтепродуктами затруднит создание картелей в оптовом и розничном звене, так как ситуация будет гораздо прозрачнее", - сказал он.

По словам Артемьева, для создания эффективного биржевого механизма ведомства подготовили ряд изменений в законодательство, в том числе поправки в закон о производных финансовых инструментах и Гражданский кодекс, исключающие сделки с производными инструментами из категории сделок пари. Он сказал, что основную роль в подготовке этих поправок сыграли ФСФР и комитет по вопросам собственности Госдумы РФ.

МОНОПОЛИИ И ИНФЛЯЦИЯ

Эксперты, впечатленные ростом внутренних цен на нефтепродукты на фоне пиковых мировых цен, считают, что цель правительства уложиться в 2004 году в 10-процентную инфляцию может оказаться недостижима.

За восемь месяцев 2004 года потребительские цены выросли на 7,6 процента, в августе 2004 года инфляция составила 0,4 процента.

По предварительной оценке МЭРТ, в сентябре потребительские цены могут вырасти еще на 0,3-0,4 процента.

На прошлой неделе о высоких рисках при выполнении прогнозных показателей инфляции из-за "инерции, связанной с бензином и нефтепродуктами" говорил представитель Минэкономразвития РФ.

Глава ФАС считает, что РФ, которой за последние годы лишь в прошлом году удалось "вписаться" в годовой прогноз инфляции, обязана ростом потребительских цен чрезмерной монополизации экономики.

"Мы сегодня имеем очень монополизированные рынки по полезным ископаемым, у нас монополизированы рынки цветных металлов, автопрома, энергетического машиностроения, земельных участков под застройку. В среднем и крупном бизнесе везде есть проблемы монополизации и картели. И поэтому инфляция в стране оказывается выше, чем проектируется", - считает он.

По его словам, сейчас порядка двух третей российской экономики так или иначе связана с деятельностью естественных монополий или высоко концентрированных структур.

Артемьев считает, что для пропорционального развития экономики их роль должна быть снижена как минимум вдвое.


© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT