На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Анализ товарных рынков


Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %


Судебная практика товарные рынки


Контроль экономической концентрации


Административная практика, товарные рынки


Публикации, товарные рынки


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Контроль экономической концентрации
Итоги контроля экономической концентрации. Анализ процессов перераспределения прав собственности в разрезе товарных рынков и регионов


На российских и мировых промышленных товарных рынках (металлургия, машиностроение и производство строительных материалов) происходит устойчивая активизация интеграционных процессов, что требует адекватного усиления роли МАП России, прежде всего, как регулятора интеграционных процессов на межотраслевых товарных рынках. Усиление процессов интеграции, повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей позволяет прогнозировать дальнейшее развитие процессов интеграции, смещает акцент антимонопольного контроля на мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов в составе группы лиц.
В условиях возрастающих объемов иностранных инвестиций в российскую экономику требуется осуществление адекватного государственного регулирования и контроля с целью разумной защиты российских товарных рынков и обеспечения национальной экономической безопасности.
События, происходящие в последнее время в экономике России, со всей очевидностью показали, что устойчивыми к экономическим потрясениям являются крупные экспортно-ориентированные корпоративные структуры с достаточной степенью диверсификации.
Одним из основных направлений при формировании корпоративной и государственной промышленной политики стало целенаправленное создание крупных интегрированных структур на основе технологически и кооперационно связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих или способных обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции.
В настоящее время ситуация на рынках черной и цветной металлургии, ОПК, машиностроения, драгоценных металлов, строительного комплекса контролируется вертикально-интегрированными структурами.
Основу таких структур, как правило, составляют открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации на основании Указов Президента Российской Федерации в 1992-95 г.г. на базе крупных государственных промышленных предприятий бывшего СССР, расположенных на территории Российской Федерации.
В процессе приватизации, а также в результате различных реорганизаций и приобретения акций и активов предприятий, частными лицами в 1995-2002 г.г. были приобретены практически все металлургические и горнорудные предприятия России, предприятия по добыче и переработке цветных металлов, производству строительных материалов, и большая часть предприятий машиностроительного и строительного комплексов. Исключение составили предприятия ОПК и машиностроительные предприятия, вошедшие в перечень стратегических предприятий.
В ряде случаев, в результате ликвидации монополии государства на собственность, произошло усиление рыночной власти многих хозяйствующих субъектов, а также образовались новые хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, но уже частного характера.
Интеграционные процессы, происходящие на промышленных рынках России в послеприватизационный период, по сути, заново сформировали эти рынки.

2. Необходимость учета мировых тенденций развития экономики с учетом процессов глобализации при формировании конкурентной политики на ближайшую перспективу .
В мировой промышленности идут процессы глобальной интеграции и, что не менее важно, фундаментальной и долгосрочной кооперации с крупнейшими потребителями продукции.
Справочно: Инициатором этих процессов стала крупнейшая в мире американская компания Alcoa, которая в 1998 году поглотила компанию «Alumax», увеличив, благодаря этому, свой годовой оборот до 15,3 млрд. $, а долю в мировом выпуске металла до 11,3%, а в 2000 г. – компанию Reynolds Mеtals Company (США), увеличив свой годовой оборот до 20 млрд. $. В настоящее время компания Alcoa контролирует около 300 предприятий в 36 странах. Ее производственные мощности по выпуску глинозема составляют 38,3% от мирового объема производства (примерно 16 млн. тонн в год), выпуск первичного алюминия - около 22% мирового производства (99,5% выпуска первичного алюминия в США).
Важно отметить, что интересам укрепления позиций национальных компаний на мировом рынке во всех развитых индустриальных странах отдается безусловный приоритет перед принципами свободной конкуренции и недопущения монополизма на внутренних рынках.
Справочно: В производстве первичного алюминия США доля компании «Аlcoa» составляет почти 74%, в Канаде доля компании «Alcan» превышает 70%, в ФРГ абсолютным монополистом является компания «VAW», во Франции – компания «Pechiney», в Швейцарии – компания «Alusuisse Lonza Group», в Норвегии – компания «Norsk Hydro». Противодействие этим негативным для российской алюминиевой промышленности процессам и сохранение ее конкурентоспособности могут быть успешными только при стратегическом планировании экономической концентрации и создании российских корпораций, которые соответствовали бы мировым стандартам и, следовательно, могли бы противостоять агрессивной политике транснациональных алюминиевых корпораций на мировом рынке.
Несмотря на общеэкономические трудности, в алюминиевой промышленности удалось сохранить высокий уровень технологической дисциплины, рабочие кадры, стабильный уровень использования производственных мощностей (95-98%). В настоящее время российская алюминиевая промышленность – один из крупнейших производителей первичного алюминия (2-ое место после США) – обеспечивает 14% мирового производства и более 20% мирового экспорта. При этом 60% сырья для производства алюминия импортируется в Россию.
Это означает, что российская алюминиевая промышленность глубоко интегрирована с мировым алюминиевым рынком. В экономике России в последнее время произошли значимые процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в алюминиево-глиноземной промышленности по созданию из разрозненных и обанкротившихся (в послеприватизационный период) предприятий алюминиевого комплекса интегрированных структур, способных противостоять, прежде всего, их спонтанной скупке западными конкурентами с целью вытеснения конкурентов с мирового рынка.
С этой точки зрения, процесс концентрации объединения алюминиевых и глиноземных предприятий России можно считать позитивным.
В настоящее время в России уже созданы две мощные объединенные алюминиевые компании – ОАО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» (ОАО «СУАЛ») и ОАО «Русский Алюминий» (ОАО «РУСАЛ»), что, возможно, позволит укрепить положение российской алюминиевой промышленности России на мировом рынке.
При этом серьезным препятствием для наращивания объемов выпуска первичного алюминия является нехватка алюмосодержащего сырья: бокситов и нефелинов - для производства глинозема, а также глинозема - для производства первичного алюминия.
Так, алюминиевые заводы ОАО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ» (доля в мировом производстве первичного алюминия составляет 12 %, а рыночная капитализация – вторая (после американской компании Alcoa) в мире, находятся в жесткой зависимости (около 70% от потребности в бокситах и глиноземе) от иностранных поставщиков бокситов и глинозема.
Справочно: Около 30% от потребности заводов ОАО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ» в сырье покрывает ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» (ОАО «АГК»), входящий в ОАО «Русский Алюминий» (производит глинозем из нефелинов). Необходимо отметить, что, несмотря на дефицит отечественного сырья, российские производители алюминия не могут объединиться с целью инвестирования в разработки новых перспективных месторождений.Представляется, что причина нежелания производителей алюминия вкладывать деньги в развитие отечественных месторождений – жесткие рамки сфер влияния на алюминиево-глиноземных рынках.
До начала 2000г. рынок первичного алюминия являлся умеренно концентрированным и немонополизированным. Однако, процессы интеграции (при этом количество алюминиевых заводов не увеличилось), произошедшие за 1992-2002 годы, привели к тому, что рынок первичного алюминия стал высококонцентрированным (показатель концентрации производства CR1 равен 69,7%, a CR3 - 90,2%. Верхняя граница значения индекса Герфиндаля-Гиршмана - 5192,59, а нижняя граница индекса - 5099,44).
Справочно: На рынке первичного алюминия в России действует 11 алюминиевых заводов: Богословский, Кандалакшский, Уральский и Иркутский алюминиевый заводы являются филиалами ОАО «СУАЛ», а ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод» входит в группу ОАО «СУАЛ»; ОАО «Красноярский алюминиевый завод», ОАО «Братский алюминиевый завод», ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод» и Саянский алюминиевый завод (филиал ОАО «ОКСА») входят в состав ОАО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ»; Волховский алюминиевый завод входят в ОАО «Металлург» на правах филиала, а ОАО «Волгоградский алюминий» входит в группу ОАО «Металлург».
Сейчас на российских товарных рынках практически исчерпаны резервы для приобретения активов металлургических и сырьевых предприятий, поэтому предпринимаются шаги к нахождению новых и возврату старых (традиционных) сырьевых рынков и рынков сбыта.
Справочно: Интересы российских металлургических компаний за рубежом сконцентрированы на привычных со времен СССР рынках - Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток, Африка и частично Азиатско-Тихоокеанский регион. Не менее важный сегмент присутствия - республики бывшего СССР, прежде всего Казахстан, Азербайджан, Украина, Белоруссия и Прибалтика.
Компании в основном приобретают в зарубежных странах мощности по добыче и переработке сырья и производству глинозема, а также по сбыту продукции. Однако на внешних рынках российским компаниям приходится выдерживаться жесткую конкуренцию со стороны зарубежных компаний.
Так, значительную активность за пределами России проявляет компания «Русский Алюминий», которая активно участвует в качестве партнера в консорциумах, реализующих несколько масштабных проектов по добыче и перераьотке бокситов в Гвинее, Австралии и Индии, а также по производству глинозема в Украине, Казахстане и Австралии.
Российский металлургические компании сталкиваются с определенными ограничениями как на внутреннем (привязка к определенным рудодобывающим и энергетическим мощностям, высокая энергетическая и транспортная составляющая, размеры территории, климатические условия, дефицит отечественного сырья, отсутствие полноценных внутренних рынков сбыта продукции), так и на внешнем (квоты и высокие вывозные пошлины, противодействие иностранных конкурентов) рынках. Не совсем благоприятная конъюнктура на мировом металлургическом рынке (в последние 2 года) не позволяет российским компаниям самостоятельно реализовывать масштабные проекты.
Справочно: Необходимо также отметить, что планы экспансии транснациональных металлургических корпораций в большинстве случаев активно поддерживаются и лоббируются правительствами соответствующих стран. К тому же в энергетических стратегиях таких государств, как, США или Великобритания, формулируются не только задачи и сценарии развития, но и в определенной степени идеология металлургического бизнеса, где во главу угла ставится протекционистская политика по отношению к собственным компаниям.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность конкурентной и промышленной политики.
Целостная государственная промышленная политика развития России, направленная на подъем национальной экономики, должна осуществляться согласованно всеми органами государственной власти на федеральном и на региональном уровне.
Неотъемлемой частью государственной промышленной политики развития России является реализация конкурентной политики, которая является действенным регулятором рыночных отношений.
Концепция национальной безопасности, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года, определяет возможность защиты национальных интересов Российской Федерации только на основе устойчивого роста ее экономики.
В условиях усиления концентрации производства и капитала в мировой экономике, растущей активности крупных российских и иностранных компаний, реализация основных аспектов промышленной политики может быть успешной только при проведении действенной конкурентной политики.
Создание крупных транснациональных компаний, в полной мере использующих свои естественные преимущества (реализация эффекта масштаба, оптимизации субпоставок и пр.), рассматривается мировым сообществом как положительный фактор, обеспечивающий поступление дополнительных бюджетных средств, рост производства, занятости, ассортимента, и способствующий интеграции национальных экономик в международную экономическую систему.
Значительная часть международного торгового оборота осуществляется без согласованных на многостороннем уровне правил регулирования в области конкуренции, а регламентируется лишь национальными антимонопольными законодательствами. Статус транснациональной компании легко позволяет обойти существующие государственные торговые барьеры (путем открытия своих дочерних компаний за рубежом) и преодолеть негосударственные барьеры (путем монопольной практики).
В этой ситуации конкурентная политика превращается в мощнейший фактор экономического развития - курс, проводимый государством в этой сфере, предопределяет, в конечном счете, степень открытости экономики, состояние собственного промышленного потенциала и эффективность экономического развития в целом.
Вопрос экономической безопасности, это вопрос, который требует решения при любых обстоятельствах: или Россия теряет государственный контроль над товарными рынками, отраслями промышленности и национальной безопасностью государства, или, постепенно, по мере накопления экономической мощи, встраивается в мировую экономику.
Экономическая безопасность – это способность страны прокормить и защитить свое население, которая определяется тем: способны ли мы производить продукцию, которую хотят покупать не только в России, но и за рубежом. Вопрос выработки единой государственной стратегии промышленной, конкурентной, инновационной и внешнеэкономической политики - это основной вопрос сегодняшнего дня.
Основная работа по законотворчеству должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование действующих базовых кодексов и основополагающих федеральных законов, обеспечивающих: создание условий для рыночной конкуренции; повышение эффективности антимонопольного регулирования; защиту прав потребителей; устранение диспропорции в ценах и доходах, блокирующих экономический рост и социально-экономическое развитие; совершенствование антимонопольного законодательства; введение санкций за незаконные картельные соглашения; создание правовой основы для реформирования естественных монополий; совершенствование и управление государственной собственностью, в том числе и закрепленными за государством пакетами акций акционерных обществ; активизацию инновационной деятельности и защиту интеллектуальной собственности; законодательную поддержка реформ бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты. Необходимо совмещать высокие технологии гражданского и военного сектора, проводить реструктуризацию оборонного комплекса, так реальные конкурентные преимущества российской промышленности - это, прежде всего, инновационные преимущества высоких технологий.
Нужен ряд законодательных актов, направленных на решение проблемы оттока как легального, так и нелегального (криминального) оттока капиталов за рубеж, в том числе в офшорные зоны.
Необходимо принять ряд мер распорядительно-организованного характера в вопросах, касающихся военно-промышленного комплекса, атомной и металлургической промышленности.
4. Приоритеты конкурентной политики на ближайшую перспективу для российских рынков промышленных и потребительских товаров, являющихся сегментами мирового (межгосударственного) рынка с учетом процессов глобальной интеграции на мировых рынках.
Основными приоритетами конкурентной политики для российских промышленных рынков, являющихся сегментами мирового (межгосударственного) рынка, является создание благоприятных условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, расширение рынков сбыта российской продукции, особенно наукоемкой. Только в качестве равноправного участника международной торговли Россия сможет получить гарантированный доступ на мировые товарные рынки и к механизму разрешения торговых споров, который является весьма эффективным инструментом защиты торговых интересов стран-участниц ВТО от неоправданной дискриминации со стороны других государств-членов ВТО.
Вопрос вступления России в ВТО – это вопрос взвешенного подхода, поиска баланса интересов по защите наших конкурентных преимуществ в возможностью открытия в достаточной степени рынка для того, чтобы создать здоровую конкуренцию, побуждающую к кооперации, к инвестициям, тем более в отсутствие достаточных финансовых ресурсов внутри страны.
Необходимо определить место России в глобальной экономике и ее возможности в глобальной конкуренции, четко обозначив те сектора, которые нужно серьезно развивать, используя свой и мировой опыт, используя свои внутренние ресурсы и ресурсы иностранных инвесторов.
Мировое сообщество уже экономически скооперировано взаимными инвестициями и транснациональными слияниями, поэтому Россия, рассматривая вопрос интеграции в ВТО, должна исходить из комплексной (текущей и перспективной) оценки положительных и отрицательных аспектов состояния экономики страны. Россия сможет реализовать конкурентные преимущества в ряде секторов экономики только в условиях однородного экономического пространства при согласованности стратегий реформ и факторов национальных экономических механизмов.
Основными приоритетами такой кооперации, в первую очередь, со странами СНГ, могут стать: выработка механизма реализации существующих соглашений; согласование финансовой, денежно-кредитной и валютной политики; совершенствование системы взаимных расчетов и платежных отношений; совместная инвестиционная деятельность; проведение согласованной антимонопольной политики; унификация национальных законодательств в области конкурентного права; взаимодействие в области охраны интеллектуальной собственности; защита окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического пространства; совершенствование законодательной базы по всему комплексу вопросов, охватывающих промышленную сферу.
Аналогичная политика может проводиться и по отношению к странам бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.
В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи (международное разделение труда) возможна реализация некоторых конкурентных преимуществ российской экономики, в том числе: пониженная стоимость рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; низкая капиталоемкость сектора НИОКР; долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на ряде страновых рынков, главным образом в третьем мире; значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств; высокая степень энергетической и ресурсной независимости страны; наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения фундаментальной и прикладной науки.
Реализация конкурентных преимуществ, связанных с дешевизной рабочей силы, производственных фондов, технологического знания, материальных ресурсов, высоких российских технологий, по нашему мнению способствует: размещению в России производств машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом; созданию производств с участием иностранного капитала для выпуска отдельных марок изделий; созданию сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов; размещение в России заказов на выполнение технологических разработок, прикладных научных исследований, создание либо отладку программного обеспечения и на другие виды наукоемких услуг в областях, где Россия располагает
квалифицированными кадрами специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню. Приоритетными направлениями государственного таможенно-тарифного регулирования должно стать правильное определение ставок ввозных таможенных пошлин (по конкретным товарным группам), которые должны определяться критериями, характеризующими позиции российских товаропроизводителей и состояние конкуренции на рынке данного товара.
В целях стимулирования процессов технического перевооружения предприятий для повышения конкурентоспособности продукции, в ряде случаев, необходимо снижать (отменять) ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и материалы, не имеющие аналогов в Российской Федерации, или устанавливать рассрочку уплаты таможенных платежей (включая НДС).
Необходимо также для поддержки производств, создаваемых в процессе реструктуризации, обеспечить благоприятные условия для экспорта российской продукции, снижая (отменяя) на нее экспортные таможенные пошлины, а также использовать возможности объединений и ассоциаций экспортеров (для защиты интересов их членов, избежания недобросовестной конкуренции и укрепления внешнеторговых связей).
Схожесть и различия в региональных и федеральных аспектах конкурентной политики Региональные аспекты конкурентной политики в развитых промышленных регионах в целом не отличаются от федеральных аспектов конкурентной политики, так как крупные промышленные структуры, как правило, действуют в ряду технологически взаимосвязанных рынков с выходом на рынки других регионов России и зарубежные рынки. Регионы России (Республики, края и области) имеют различные размеры территории и отличаются развитостью промышленной и социальной инфраструктуры, уровнем жизни, занятостью и платежеспособностью населения.
Так, только в Красноярском крае, Свердловской и Челябинской области сосредоточено металлургических, рудодобывающих, машиностроительных и оборонных предприятий больше, чем в Европе.
Более того, кооперационную структуру таких промышленных холдингов, как правило, нельзя рассматривать в разрезе отдельно взятого региона, так как многие промышленные товарные рынки (черная и цветная металлургия, машиностроение, ОПК, сырьевые рынки) определяются антимонопольными органами как федеральные и межотраслевые рынки, антимонопольный контроль над которыми, учитывая федеральные (мировые) географические границы рынков и балансовую стоимость активов указанных структур, проводится в России только центральным аппаратом, а в странах Европы и США – только IV Департаментом ЕС, отвечающим за вопросы антимонопольного законодательства в странах ЕС.
Примером могут служить интеграционные процессы в медном секторе цветной металлургии с участием ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (ОАО «УГМК»), которые охватывают товарные рынки Красноярского края, Свердловской и Оренбургской области (предприятия-поставщики медной руды, черновой и рафинированной меди, медного проката и изделий из меди), а также иные региональные рынки и отрасли российской экономики и ряд рынков и отраслей зарубежных стран (потребители медной продукции на конечных и промежуточных рынках медной отрасли).
Региональная замкнутость рынков меди наиболее существенно проявила себя в послеприватизационный период, когда медная промышленность Урала представляла полностью разрозненные, не связанные между собой технологическими цепочками предприятия. Имели место случаи, когда предприятия Северного Урала, где в основном сосредоточены крупные медеплавильные заводы, не могли получить сырье с Южного Урала, на территории которого расположены основные медные месторождения и горно-обогатительные комбинаты.
Такая ситуация была преодолена в результате консолидации предприятий медной промышленности Урала вокруг ОАО “Уралэлектромедь”, которую осуществило созданное в 1999 году ОАО “УГМК”.
ОАО «УГМК» только к концу 2002 года завершило формирование ОАО «УГМК-Холдинг» - крупной вертикально-интегрированной структуры, объединившей на базе ОАО «Уралэлектромедь» и ОАО «УГМК» более 20 предприятий горно-обогатительного комплекса, черной и цветной металлургии, кабельные заводы и завод по обработке цветных металлов. Необходимо отметить, что МАП России на некоторых этапах формирования этой структуры не разрешал некоторые сделки с участием ОАО «УГМК», так как эти сделки приводили к ограничению конкуренции рынках меди в медном концентрате и рафинированной меди (федеральном, региональном, межрегиональном).
Аналогичная ситуация (вертикальная концентрация производственных мощностей внутри одной группы лиц в 1-2-х регионах России (с учетом кооперации предприятий, составляющих единую технологическую цепочку), наличие высокой экспортной составляющей (до 90%), сбыт продукции (до 90%) на федеральном рынке, но внутри одной группы лиц) характерна для всех отраслей цветной и черной металлургии.
Для предприятий цементной промышленности характерна межрегиональная горизонтальная концентрация производственных мощностей с высокой составляющей сбыта продукции (до 70%) в регионах с развитой строительной инфраструктурой.
Справочно: Для Московского сегмента Центрального региона уровень рыночной концентрации (CR-4) составляет 87,2%. Наиболее крупным поставщиком цемента на Московский сегмент является ОАО «Штерн Цемент». Общество само не производит цемент, но осуществляет поставку цемента с предприятий, в уставных капиталах которых имеет контрольный пакет акций: ОАО «Мальцовский портладцемент» (Брянская область), ОАО «Липецкцемент» (Липецкая область), ОАО «Михайловцемент» (Рязанская обл.), ОАО «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.).
Так, ориентировочная доля цемента на рынке г. Москвы, поставленного предприятиями ОАО «Штерн Цемент», составляет 66%.
В этой ситуации, с целью недопущения «распыления» поступающей в антимонопольные органы информации, осуществляется постоянное взаимодействие центрального аппарата с территориальными управлениями.
Однако при всей схожести федеральных и региональных аспектов конкурентной политики, последние имеют одно общее отличие от федеральных аспектов – это проблема градообразующих (районообразующих) предприятий.
Не секрет, что крупные промышленные предприятия, как правило, определяют социальный климат районов, городов, областей и целых регионов России, снабжают теплом и электроэнергией от своих сетей, предоставляют рабочие места. Отсутствие должного государственного контроля над такими предприятиями и соответствующими рынками может привести к необратимым социальным последствиям, если по решению владельцев предприятий, заинтересованных в уходе такого предприятия с рынка, будут предприняты определенные действия по закрытию таких предприятий с заполнением освобождающейся потребительской ниши аналогичной импортной продукцией, или продукцией, произведенной российским конкурентом.
В связи с этим, МАП России, в пределах своей компетенции, уделяет особое внимание сделкам с участием предприятий-банкротов, находящихся под конкурсным управлением.
Проблема так называемого «фиктивного» («искусственного») банкротства промышленных предприятий является наиболее болезненной для большинства регионов.
Справочно: В 90-е годы многие промышленные предприятия не имели сбыта продукции и накопили большую кредиторскую задолженность перед поставщиками, фискальной системой и работниками предприятия. Руководители предприятий и Администраций областей и районов были вынуждены изыскивать финансовые и материальные ресурсы для поддержания работников предприятий и сохранения в рабочем состоянии производственных мощностей. В ряде случаев, «лежащие на боку» предприятия, временно освобождались от уплаты налога на недвижимость постановлениями республиканских, краевых и областных Правительств.
Подъем производства и увеличение объемов реализации продукции, наметившиеся на ряде предприятий в последнее время, спровоцировали тенденцию к их «искусственному» банкротству. Арбитражные суды по искам кредиторов (за большую задолженность по электроэнергии, кредитам и иным обязательствам) вводят конкурсное производство и назначают государственных конкурсных управляющих. В рамках конкурсного производства кредиторами предприятия принимаются решения о продолжении работы этих предприятий и передаче имущественного комплекса предприятий в аренду (или в собственность) кредиторам либо родственным им юридическим лицам (физическим лицам), а также организуются аукционы по продаже имущественного комплекса предприятий. Как правило, стоимость имущественного комплекса предприятий-банкротов велико, и потенциальные покупатели, в том числе Администрации регионов, которые поддерживали такие предприятия, прежде всего, градообразующие, в наиболее трудный послеприватизационный период, не могут принять в них участие. Собранием кредиторов принимается решение о переоценке стоимости независимым оценщиком и продаже по этой цене конкретному покупателю.
МАП России рассматривает сделки с участием таких предприятий с учетом мнения Администраций регионов, конкурсных управляющих, руководства предприятий.
Резюме 1. Российская промышленность и, прежде всего, так называемые базовые отрасли, нуждается в единой концепции развития, основанной на стратегической важности промышленности для национальной безопасности государства, открытости данного рынка для новых технологий, доступности для различных категорий поставщиков и потребителей, необходимости повышения технологического уровня производства и расширения перечня видов продукции и услуг.
Целесообразно вести разработку концепции стратегического развития России (на перспективу 10-15 лет) по следующим направлениям: разработка стратегических сценариев промышленного развития в целях обеспечения обороноспособности, экономической безопасности, технологической и ресурсной независимости России, а также проведения импортозамещения. определение места России в глобальной экономике и разделении труда в сфере промышленности. совершенствование антимонопольного законодательства.
2. Одним из основных элементов государственной промышленной политики по подъему национальной экономики может являться целенаправленное формирование ряда крупных корпоративных структур на основе технологически и кооперационно связанных хозяйствующих субъектов, выпускающих или способных в самое короткое время обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции.
В настоящее время в России еще имеется достаточно мощный научно-технический потенциал, способный обеспечить создание крупных саморазвивающихся корпоративных структур рыночного типа, ориентированных на обновление научно-технического и экспортного потенциала промышленности России и способных обеспечить интеграцию деятельности предприятий различных форм собственности.
Такая регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов корпоративной государственной стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на российском рынке и определенные конкурентные преимущества на внешнем. Законодательная база Российской Федерации содержит достаточное разнообразие организационных и организационно-правовых форм, в рамках которых крупные корпоративные структуры могут создаваться.
При этом экономическая концентрация, как процесс создания крупных корпоративных структур, должна проводиться со строгим соблюдением российского антимонопольного законодательства, которое способствует созданию эффективных корпоративных структур, противодействуя использованию экономической концентрации для злоупотребления доминирующим положением на соответствующих товарных рынках.
3. Анализ процессов интеграции на промышленных товарных рынках Российской Федерации указывает как на положительные, так и на отрицательные аспекты этих процессов.
Положительные аспекты
1. Целенаправленное формирование крупных корпоративных структур на основе технологически и кооперационно связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих или способных в самое короткое время обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции, становится одним из основных рычагов противодействия иностранным конкурентам.
2. Крупные экспортно-ориентированные корпоративные структуры с достаточной степенью диверсификации оказались не только наиболее устойчивыми к экономическим потрясениям, но и способными инвестировать в предприятия смежных отраслей промышленности для гарантированного обеспечения своих предприятий сырьем и для сбыта продукции.
3. Создание таких корпораций может оказаться действенным фактором решения целого ряда задач в интересах экономики России, таких как: защита внутреннего рынка отечественной продукции, потребности которого в настоящее время в значительной мере удовлетворяются за счет импорта; консолидация финансовых ресурсов предприятий в целях инвестирования в проекты развития собственной сырьевой базы российской металлургической промышленности и приобретение за рубежом комплексов по добыче сырья; возрождение внутреннего рынка металлопродукции за счет поддержки потребляющих отраслей – авиакосмического комплекса, автомобиле- и судостроения, производства современных строительных материалов, упаковочной промышленности и т.д.; стабилизация социальной обстановки в регионах экономического присутствия компании благодаря созданию новых рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы за счет загрузки имеющихся и развертывания новых производств; улучшение ситуации в «смежных» с металлургической промышленностью отраслях - энергетике, транспорте, строительстве и т.д.; стабилизация общественно-политической обстановки в стране и особенно в тех регионах, где находятся металлургические предприятия, как следствие прекращения противостояния различных промышленных группировок; развитие реальной экономической интеграции в рамках СНГ через восстановление производственно-технологических связей с предприятиями, входившими в единый промышленный комплекс СССР; повышение инвестиционной привлекательности предприятий металлургического и машиностроительного комплексов, входящих в интегрированную структуру, в результате роста их капитализации.
4. В последнее время в металлургической промышленности происходит интеграция украинских, казахских, таджикских и российских капиталов. Перекрестное владение капиталами создает предпосылки для восстановления товарных потоков, существовавших между предприятиями бывшего СССР.
Это связано с тем, что часть добытого сырья и произведенных металлов находится во внутриторговом обороте стран СНГ. Украина имеет устойчивый рынок сбыта глинозема в России и Таджикистане, Таджикистан имеет устойчивый рынок сбыта первичного алюминия в России. Россия торгует с другими странами СНГ газом, нефтью, алюминием, никелем, прокатом цветных металлов.
5. Создание крупных вертикально-интегрированных структур способствует сокращению управленческих структур, минимизации затрат на управление, высвобождению и консолидации инвестиций в развитие собственного производства и в предприятия, имеющих с ними родственные и имущественные отношения.
Отрицательные аспекты
1. Создание вертикально-интегрированных структур может привести к монополизации отдельных рынков и отраслей узким кругом собственников (в том числе через офшорные компании), что позволит контролировать не только крупные интегрированные структуры, но и отдельные стратегически важные отрасли российской промышленности.
2. Создание вертикально-интегрированных структур может привести следующим последствиям, ограничивающим конкуренцию: продаже акций иностранному инвестору, заинтересованному в уходе «группообразующего» предприятия с российского рынка, с заполнением освобождающейся ниши аналогичной импортной продукцией; перепрофилированию предприятия под предлогом временной неплатежеспособности основных покупателей продукции на иную продукцию, пользующуюся временным платежеспособным спросом; фактической передаче контроля над предприятием конкуренту или одному из потребителей, что приводит, как правило, к росту цен на продукцию для других потребителей-конкурентов.
3. Вертикальная интеграция может характеризоваться рядом внутренних недостатков, таких как: повышение стоимости, снижение качества и скорости передачи информации по усложняющимся вертикальным связям, неэффективное использование мощностей структурных и дочерних предприятий вследствие ориентации их деятельности преимущественно на внутрипроизводственные нужды «группообразующего» предприятия, не обеспечивающие оптимальную загрузку мощностей и экономию на масштабах производства, ослабление стимулов предпринимательства структурных, дочерних и зависимых предприятий. 4. К числу недостатков существующих верикально-интегрированных структур с точки зрения антимонопольного законодательства следует отнести наличие в них предприятий, работающих на конкурентных товарных рынках, так как такие предприятия находятся в привилегированном положении по отношению к своим конкурентам. <
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT