На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Конкурсная документация


Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства


Государственные доклады о поддержке малого предпринимательства


Налогообложение


Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства


Административные барьеры


Публикации МП


Ресурсный центр


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Налогообложение

24 июля 2002 года принят Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (разработанный с учетом предложений и замечаний представителей субъектов Российской Федерации, заинтересованных ведомств, предпринимателей), который предусматривает введение новых глав
Налогового Кодекса Российской Федерации 262 «Упрощенная система налогообложения» и 263 «Система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», устанавливающих особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Указанный закон фактически приостанавливает действие Федерального закона от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ в части, касающейся уплаты единого социального налога плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом действия данной нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В июне текущего года вступил в действие Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий уменьшение с 1 января 2003 года ставок единого социального налога для индивидуальных предпринимателей с 22,8 процента до 13,2 процента с применением регрессивной шкалы ставок при росте доходов от предпринимательской деятельности, а также устанавливающий для индивидуальных предпринимателей минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц.

Создание адекватной налоговой атмосферы для развития бизнеса.
На заседаниях ФРПП делегаты пришли к соглашению, что политики в своей работе над российским налоговым кодексом должны руководствоваться тремя фундаментальными характеристиками: простота, справедливость и стабильность. Простота нужна для того, чтобы было легко оставаться в рамках закона и для уменьшения напрасной траты предпринимателями времени на решение налоговых вопросов и/или оплату услуг налоговых консультантов; справедливость – для того, чтобы обеспечить справедливое налоговое законодательство; стабильность нужна для того, чтобы можно было планировать будущие налоговые обязательства фирм. Политики должны признать, что излишне большое количество налогов и слишком сложная для малых предприятий налоговая процедура не только усложнит их текущую деятельность, но и в большинстве случаев приведет предприятие к переходу в теневую экономику, а результатом этого будет уменьшение общего дохода, полученного от сбора налогов.
Справедливая система налогообложения.
Налоговая справедливость требует, чтобы лица с одинаковой способностью платить налоги, платили равные суммы налога, и чтобы люди с большей платежеспособностью платили больший налог.
Другими словами, чтобы налог был «справедливым», он не должен накладывать слишком разное бремя на лиц, находящихся в похожих экономических обстоятельствах. Это означает, что малые предприятия как налогоплательщики должны платить одинаковый налог, независимо от источников или использования своих доходов.
В контексте необходимости создания унифицированной системы налогообложения для всех предприятий, основанной на общих принципах, изложенных выше, могут возникать ситуации, когда определенные налоговые льготы оправданы, так как они отражают особые нужды определенных видов фирм (например, сезонные колебания производственных циклов, социальная структура занятости). В определенных ситуациях, могут быть случаи местных/региональных вариаций в использовании скидок или льгот, отражающих местные нужды.
К сожалению, полученный до настоящего времени российский опыт показывает тенденции, что такие скидки обычно связываются с попыткой защитить местные монополии (часто их владельцы связаны с местной администрацией), а не стимулировать предпринимательство и создание рабочих мест. Как следствие, любое выборочное использование налоговых скидок для продвижения предпринимательства, должно быть связано с попыткой продвижения предприятий путем предложения системы стимулов, которые преодолеют спад рынка и которые не будут устанавливать барьеры на пути проникновения на рынок других предпринимателей. Также нужно признать, что такие льготы должны использоваться только в исключительных обстоятельствах и в случаях, когда наблюдается спад рынка. Более того, в системе рыночной экономики эффект смещения в результате вмешательства (в данном случае – налоговые льготы) должен быть оценен параллельно с потенциальными плюсами подобного вмешательства.
Прозрачная и простая система налогообложения.
Все налоговые законы и процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих малых предприятий. Напротив, система, при которой предприниматели часто не имеют ясного представления о том, что представляют собой их налоговые обязательства, порождает коррупцию. Она также может вызывать ненужные расходы, создавая необходимость в консультантах, помогающих владельцам предприятий в их попытках действовать в рамках закона. Простота означает ту степень легкости, с которой предприятие понимает и выполняет свои налоговые обязательства.
Стабильность налоговой системы.
Стабильность налоговой системы должна поддерживаться путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения с целью помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства. К сожалению, частое изменение законодательства постоянно случается в странах с переходной экономикой, и это в лучшем случае сдерживает возможность предпринимателей планировать свои будущие налоговые обязательства, а в худшем – приводит к увеличению их налоговых обязательств из-за несвоевременной уплаты. При отсутствии предварительного обсуждения или консультирования мелких фирм или их представителей, подобные изменения (и последствия) усугубляли непредсказуемость внешнего окружения, с которым приходилось иметь дело владельцам и менеджерам малых предприятий. Как сказал один из делегатов ФРПП, нестабильность налоговой системы становится вопросом жизни и смерти малых предприятий, по крайней мере тех, которые пытаются действовать в рамках закона.
Необходимость консалтинга и диалога.
С малыми и средними предприятиями надо регулярно советоваться в процессе разработки или пересмотра налоговых законов, которые оказывают влияние на этот сектор, соблюдая при этом прозрачность. Это поможет проинформировать предпринимателей о возможных будущих изменениях налоговых требований, а также поможет донести до политиков информацию об ожидаемых последствиях новых законов на поведение бизнеса и улучшит отношения между владельцами предприятий и налоговыми чиновниками. В идеале подобное консультирование должно иметь место до вступления законов в силу. И в заключение, успех внедрения политических принципов и рекомендаций требует всестороннего обучения налоговых чиновников и политиков, занимающихся налоговой сферой, путем создания понимания нужд МСП и особенностей их развития и работы.
Региональное измерение.
Еще один вопрос, поднятый делегатами ФРПП, касается разницы налоговых обязательств между федеральным уровнем и регионами Российской Федерации, и ее последствий на работу малого бизнеса. К этому же относятся и законы о региональном налоге с продаж и налоге на вмененный доход от определенных видов деятельности малого бизнеса.
Новое в налогообложении


19 декабря 2001года на заседании Государственного совета Российской Федерации была одобрена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Одним из направлений которой является реформирование Налогового кодекса Российской Федерации и совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (далее СМП). По реализации данной Концепции в части налогообложения сферы малого бизнеса было дано поручение Президентом Российской Федерации и Председателем Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти провести работу по законодательному регламентированию максимального налогового бремени для малого бизнеса.
24 июля с.г. принят Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее Закон), который с 1 января 2003 года вводит в действие главу 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Упрощенная система налогообложения» и 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход», регулирующие налогообложение сферы малого бизнеса.
Закон был разработан с учетом предложений и замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей Субъектов Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей и предпринимателей.
Всего при подготовке Закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривались 241 поправка, из них свыше сорока было одобрено депутатами.
Закон фактически приостановил действие Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в части, касающейся уплаты единого социального налога (далее ЕСН) плательщиками единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). При этом донный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В июне с.г. вступил в действие Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий целый пакет поправок к главам второй части НК Российской Федерации (главы 21, 23, 24, 25).В частности данный Федеральный закон с 1 января 2003 года, меняет порядок освобождения налогоплательщиков от исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость – освобождение будет носить уведомительный характер (в действующей статье 145 НК РФ освобождение носит разрешительный характер). Кроме того, с 1 января 2003 года Федеральный закон предусматривает уменьшение ставок ЕСН для индивидуальных предпринимателей с 22,8% до 13,2% с применением регрессивной шкалы ставок при росте доходов от предпринимательской деятельности, а также устанавливает для индивидуальных предпринимателей минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 руб. в месяц.
24 июля с. г. принят Федеральный закон №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», конкретизирующий главу 22 «Акцизы» НК РФ и с 1 января 2002 года вводящий во вторую часть НК РФ главу 28 «Транспортный налог».
Данные новации в налоговом законодательстве должны существенно оздоровить налоговый климат в сфере малого предпринимательства.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МСП


Общий обзор.
Стабильная и хорошо действующая налоговая система особенно важна для успешного развития МСП. Действующая система в России подвергалась жесткой критике со стороны предпринимателей, и многие из них считают ее основным препятствием на пути развития бизнеса в стране. Такая же проблема существует в некоторых других странах с переходной экономикой. Например, в обзоре ЕБРР семи тысяч предприятий в странах с переходной экономикой указывается, что налоговая система рассматривается как один из главных факторов, сдерживающих развитие бизнеса в этих странах. Тем не менее, темп перемен в России был медленнее в этом отношении, чем в некоторых других странах с переходной экономикой. В этом контексте участники ФРПП обсудили конкретные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприниматели в отношении действующей налоговой системы, и изменения, которые надо будет внести с целью нахождения равновесия между нуждами и интересами предпринимателей с одной стороны, и нуждами государства (на разных уровня) получать доход от сбора налогов – с другой.
В настоящее время три Федеральных закона образуют базу для специальных режимов, применимых к малым предприятиям:
1. Федеральный закон «О государственной помощи малому бизнесу»: (№88-ФЗ, от 14 июня 1995 года, с изменениями от 31 июля 1999 года).
· определение понятие малого бизнеса по количеству сотрудников для перечисленных секторов деятельности;
· не обеспечивает конкретного общего налогового режима сам по себе – только устанавливает, что малые предприятия должны иметь возможность производить двойные амортизационные вычеты;
· подталкивает правительство к созданию упрощенного режима отчетности.
2. Упрощенная система налогообложения.
· определение понятия малого бизнеса по обороту и числу сотрудников; одинаковые критерии для всех секторов деятельности;
· устанавливает систему патентов и сумму взноса, устанавливаемую региональным правительством в зависимости от вида деятельности;
· создает совершенно другой метод исчисления налоговой базы и разных ставок налога;
· позволяет наличие в значительной степени упрощенных требований отчетности.
3. Вмененная система налогообложения (№148-ФЗ от 31 июля 1998 года, с изменениями от 31 марта 1999 года).
· замещает все другие системы налогообложения на определенные перечисленные виды деятельности;
· не ограничивается «малыми предприятиями» сам по себе;
· вмененный налогооблагаемый доход, определенный формулой на основе конкретных факторов, которые различаются для разного вида деятельности;
· различные ставки налога от регулярных ставок и системы являются обязательным для определенных перечисленных видов деятельности;
· упрощенная система ведения бухгалтерского учета.
Налоговое бремя на предпринимателей.
Налоговая нагрузка на мелкие предприятия в России является чрезмерной из-за большого количества различных налогов (до сорока различных налогов) и их сложной природы. Эта система не стимулирует деловую деятельность, таким образом не давая сектору малого бизнеса внести свой потенциальный вклад в экономическое развитие и создание рабочих мест. Она также побуждает бизнесменов скрывать свои реальные доходы, таким образом увеличивая неуплату налогов, что сокращает доход государства и порождает культуру ухода от оплаты налогов. Участники ФРПП подчеркнули, что как только государство предпринимает попытки ужесточить финансовую систему, МСП отвечают увеличением объемов деятельности, скрываемой в неформальной экономике. И предприниматели, и государство понимают, что этот заколдованный круг должен быть разорван, так как он приносит вред не только государству, но также имеет большие социальные последствия.
Сложность действующей налоговой системы заставляет даже самых законопослушных налогоплательщиков противостоять налогам в общем. Возмущение – почти всегда неизбежная реакция после общения с налоговыми чиновниками из-за утомительных процедур, которым подвергаются люди, чтобы исполнить одну из своих гражданских обязанностей. В результате чувство исполненного гражданского долга вытесняется чувством непродуктивной потери времени и денег, которое не принимается во внимание при оценке доходов и расходов финансовой системы. (Из высказываний на Форуме представителей малых предприятий).
Общая картина следующая: правовая база налогообложения остается неполной и нечувствительной к нуждам малого бизнеса. Еще более сложной ее делает тот факт, что ряд государственных учреждений присваивает себе ответственность за налоги и сборы, в то время как Дума одновременно рассматривает более десяти налоговых законопроектов. Вследствие, в соответствии с действующей системой, часто очень трудно высчитать общую сумму налоговых обязательств предпринимателей, а их будущее в этом смысле остается неопределенным.
Жалобы российских предпринимателей на налогообложение связаны не только с уровнем налогов, но и с самой системой, которую они считают несправедливой, негибкой, чрезмерно сложной и фрагментарной. Высокий уровень зависимости от внешних условий (таких, как колебания рынка), в сочетании с последствиями ограниченной базы внутренних ресурсов на стоимость законопослушания означает, что действие этой системы оказывает особенно серьезное влияние на малые предприятия. Высокая стоимость законопослушания в целом непропорционально падает на малые предприятия, поэтому многие страны ОЭСР использовали этот аргумент для того, чтобы добиться определенных законодательных исключений для мелких фирм.
Делегаты ФРПП также обратили внимание на сложности, с которыми часто сталкиваются российские предприниматели, пытаясь выяснить, в чем состоят их налоговые обязанности. Они подчеркнули тот факт, что на данный момент для российских налоговых чиновников не характерно консультировать предпринимателей по возможным налоговым льготам или на предмет того, как сократить их налоговые выплаты в рамках закона. Это усиливает негативное отношение, которое предприниматели и так испытывают к налоговым чиновникам, и ведет к отсутствию эффективного диалога между ними, которые в демократическом обществе помогает установить верховенство закона.
Так как малые предприятия рассматриваются государством как получатели государственной помощи и как потенциальные источники налогового дохода, важно добиться правильного баланса между этими двумя функциями. Например, говоря об инвестициях, рациональный подход минимизировал бы эффект воздействия налогообложения до того момента, когда проект «встанет на ноги», с этого момента государство может получать с него налоговый доход, и проект также становится доходным для предпринимателя. Рассматриваемая с этой точки зрения налоговая система может стать одним из инструментов политики помощи развитию предприятий путем использования системы поощрений, чтобы предприниматели разрабатывали выгодные и создающие рабочие места проекты, из доходов которых в будущем можно будет получать налоги.
О налогообложении субъектов малого предпринимательства


Главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Кодекса введены в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07,2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
В соответствии с Кодексом указанные системы налогообложения являются специальными налоговыми режимами, регулирующими налогообложение в сфере малого предпринимательства.
Анализ практики применения этих налоговых режимов в2003 году показал, что подавляющее большинство представителей малого бизнеса высказали мнение о необходимости повышения установленного кодексом размера дохода от реализации (при применении упрощенной системы налогообложения) с 15 млн. руб. до 40-100 млн. рублей.
Согласно проведенному анализу в интересах бизнеса и налогообложения необходимо увеличить значение установленного Кодексом размера дохода от реализации (при применении упрощенной системе налогообложения). Для организаций и индивидуальных предпринимателей годовой доход от реализации, позволяющий перейти на данную систему налогообложения, должен находиться в интервале 40 – 100 млн. руб. Более точно определить предельное значение годового дохода от реализации налогоплательщика не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных его соотношения с численностью работников предприятия.
Кроме того, имеющаяся статистика по соотношению уровней доходов от реализации малого бизнеса по видам деятельности и численности работающих не позволяет говорить о заниженном пороговом значении размера дохода от реализации, установленного действующим законодательством по сравнению с реальными значениями данного показателя для субъектом малого предпринимательства.
По главе 26.3 Кодекса необходимо изменить методику определения корректирующих коэффициентов базовой доходности К1 и К2.
Для индивидуальных предпринимателей, которые в своей предпринимательской деятельности используют личный труд или приглашают работников на выполнение разовых работ с заключением гражданско-правовых договоров и, перешедших на упрощенную систему налогообложения, предусмотреть возможность по решению субъектов Российской Федерации вместо уплаты единого налога оплачивать стоимость патента на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности в размере, определяемом законами субъектов Российской Федерации. Стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT