На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Конкурсная документация


Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства


Государственные доклады о поддержке малого предпринимательства


Налогообложение


Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства


Административные барьеры


Публикации МП


Ресурсный центр


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства
О программе кредитования субъектов малого предпринимательства в 2004 году


Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предусматривается предоставление государственной гарантии Российской Федерации (в сумме до 3 млрд. рублей) для привлечения с внутреннего финансового рынка денежных средств в целях финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Практическая реализация мероприятий по государственной финансовой поддержке малого предпринимательства возложена на банк-агент - открытое акционерное общество «Российский банк развития».
МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии ОАО «Российский банк развития» подготовлены:
проект Порядка предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Российский банк развития», осуществляемым на внутреннем финансовом рынке с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
проект Программы кредитования субъектов малого предпринимательства.
Механизм государственной финансовой поддержки предусматривает выделение уполномоченным банкам кредитных линий для последующего кредитования субъектов малого предпринимательства, а также предоставление банковской гарантии ОАО «Российский банк развития» по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства уполномоченными банками.
В рамках реализации государственной финансовой поддержки особое внимание будет уделяться производственной и инновационной сферам.
Важным аспектом, который позволит максимально эффективно проводить мероприятия по государственной финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства, является наличие в регионе программы государственной поддержки малого предпринимательства и кредитного портфеля.
В целях обеспечения координации заинтересованных структур 30 января 2004 года МАП России совместно с ОАО «Российский банк развития» провел организационное совещание с участием представителей Совета Федерации Российской Федерации (Широконосов Г.В.), Государственной Думы Российской Федерации (Драганов В.Г.), Минэкономразвития России (Аникина И.В.), Минпромнауки (Кортенко М.П.), Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (Рунов А.В.), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Бортник И.М.), а также органов исполнительной власти и структур поддержки малого предпринимательства субъектов Российской Федерации (присутствовали представители 73 регионов).
По итогам организационного совещания принято решение рекомендовать:
1. МАП России обеспечить информационную поддержку и координацию действий с РосБР, администрациями субъектов Российской Федерации и структурами поддержки малого предпринимательства при осуществлении мероприятий по финансовой поддержке.
2. Руководителям администраций субъектов Российской Федерации: направить информацию о наличии региональных программ развития малого бизнеса в МАП России и РосБР и в дальнейшем осуществлять координацию своей деятельности по реализации данных программ с МАП России и РосБР; предусмотреть возможность предоставления гарантий за счет средств региональных бюджетов коммерческим банкам, привлекаемым РосБР к участию в реализации Программы кредитования субъектов малого предпринимательства; предусмотреть возможность субсидирования процентных ставок за счет средств региональных бюджетов по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
3. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства (Рунов А.В.) и Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Бортник И.М.):
представить в течение месяца в МАП России и РосБР предложения по взаимодействию в рамках Программы кредитования субъектов малого предпринимательства;
предоставлять РосБР информационный массив по субъектам малого предпринимательства и проектам, прошедшим экспертизу в фондах, участвующим в программах фондов и являющимся перспективными для дальнейшего кредитования. Одновременно, МАП России считает целесообразным рассмотреть вопрос о ходе кредитования субъектов малого предпринимательства на совещании в сентябре 2004 года.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства


Финансовую политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, государственным заказчиком которой он является.
На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в 2000 г. были выделены: различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.
Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.
Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции и специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого предпринимательства.
Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключают необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.
Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.
Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты.
Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний (по данным ФФПМП), работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей – субъектов малого предпринимательства от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование –27%, компьютеры и другую оргтехнику – 8,6%, на производственное оборудование – всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование – 1,3%. «Нижегородская лизинговая компания» за последние два года заключила лизинговых сделок более чем с 50-ю предпринимателями объемом в 8,1 млн.рублей и более 1704 тыс.долларов США. Лизинговой компанией “Кубаньлизингмаш” Краснодарского края было проведено 10 лизинговых операций на сумму 4 млн.рублей. Внедрение оборудования, поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн.рублей.
Эффективная работа лизинговых компаний позволяет не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять соответствующие суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.
Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.
Мероприятия по государственной поддержке лизинговых компаний, ориентированных на обслуживание субъектов малого предпринимательства, будут продолжены в 2001 г. и последующие годы. В частности, предполагается оказать финансовую поддержку ряду лизинговых компаний, отобранных на конкурсной основе, а также устранить несоответствия статей Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О лизинге».
Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставной капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.
Для становления малых предприятий и деятельности предпринимателей без образования юридического лица важное значение имеет проблема быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств - микрофинансирование. По оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд.долларов.
Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн.долларов на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.
Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на 01.01.2001 г.: среднемесячная процентная ставка по микрокредитам – 6% в месяц; средний размер займа – 12,5 тыс. руб.; средний объем займов на одного клиента – 20 тыс. руб.; средний процент возврата займов – 95%; распределение займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%; 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.
Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с незначительными доходами, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.
В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. С июля 1998 года по февраль 2000 г. эти фонды предоставили 1388 займов на сумму 15 млн.рублей. Ставка кредита составляет 8-9% в месяц. Срок возврата -3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%. В Смоленской области кооператив финансовой помощи “Содействие” выдал за 8 месяцев 2000 года 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн.рублей, коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3.
Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно, прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогами.
С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой эффективности микрокредитования в 2001 г. и в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные организации и общества взаимного кредитования.
Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Финка Интернэшнл Инк. создал базу данных по микрофинансовым организациям, в который вошло более 300 организаций из 64 регионов России, оказывающих услуги микрофинансирования в размере до 5000 дол. США российским малым предприятиям и предпринимателям без образования юридического лица.
Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства.
В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. За это время выдано займов на сумму 33,2 млн.рублей. В настоящее время в области действует 55 кредитных кооперативов. В 1999 году их активы составили 18,2 млн.рублей, выдано займов на сумму 22,3 млн.рублей, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 8,2 млн.рублей, предпринимателям - 7,2 млн.рублей, гражданам - 6,9 млн.рублей. Для оказания финансовой помощи индивидуальным предпринимателям при Республиканском фонде поддержки малых предприятий Чувашской Республики в октябре 1998 года образован потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей “Союз”. За время деятельности кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн.рублей. На территории Хабаровского края действуют 9 кредитных союзов. Кредитный потребительский союз «Первый Дальневосточный» в г. Комсомольске-на-Амуре, созданным в 1995 году, с числом пайщиков 1100 человек выдал 8630 займов на сумму 34,6 млн.рублей. Займы выдавались за счет сформированного фонда финансовой взаимопомощи, который состоит из личных сбережений пайщиков.
В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ. Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.
Одной из привлекательных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг. Роль его в развитии малого предпринимательства постоянно возрастает, так как он позволяет предпринимателю начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой.
Развитие государственной финансовой поддержки малого предпринимательства должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.
Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по двум основным направлениям.
Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации.
Второе направление - косвенная финансовая поддержка малого предпринимательства, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малых предприятий, внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение системы лизинга и др.
Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого предпринимательства.
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Общий обзор.
Потенциал развития малого бизнеса в значительной степени зависит от способности малых предприятий получать доступ и успешно мобилизовывать достаточные финансовые ресурсы. В этом отношении недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются российские предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия. Многие мелкие предприятия страдают от нехватки капитала, что главным образом отражает дефекты финансовых поступлений, к которым они имеют доступ через рынок, и в используемых методах финансирования. В этом контексте делегаты ФРПП рассматривали барьеры, с которыми сталкиваются мелкие предприятия, пытаясь получить доступ к внешним финансам в России, и набор финансовых инструментов и услуг, которыми они могут пользоваться, и тип политических мер, который должен быть введен для улучшения ситуации.
Недостатки финансирования МСП в Российской Федерации.
Есть ряд причин, объясняющих несовершенство финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям. По мнению делегатов ФРПП, в настоящее время основными препятствиями в России являются недостаточное развитие финансовых и кредитных услуг, что отражает слабо развитые финансовые рынки и нехватку знаний со стороны менеджеров малого бизнеса современных методов финансирования, которые используются в странах ОЭСР.
Одним из факторов, влияющим на недостатки в притоке финансов, является то, что малые предприятия рассматриваются коммерческими банкирами как большой кредитный риск, что заставляет их требовать такой уровень залога, которые фирмы часто не могут предоставить. Например, в Москве только одна из семи мелких фирм умудряется добиться коммерческого кредитного финансирования. Вновь открывшиеся предприятия рассматриваются банкирами как особенно рискованные предложения из-за отсутствия деловой репутации.
Отсутствие достаточного залога приводит к отказу от многообещающих проектов из-за недостатка надлежащего финансирования. Если коммерчески жизнеспособные деловые предложения, которые при других условиях гарантируют финансовую поддержку, оказываются неспособными привлечь надлежащего и достаточного финансирования, потому что их авторы не могут выполнить высокие российские залоговые требования (часто от 150 до 300% от суммы кредита), это может истолковываться как признак неполноты рынка. Подобная ситуация может привести к потенциальным потерям для экономики, а также нанести ущерб (потенциальному) предпринимателю.
Во многих странах ОЭСР подобные ситуации послужили основой для избирательного вмешательства государства в рынок путем, например, схем, гарантий и займов. Однако, в России в настоящий момент государство не в том положении, чтобы мобилизовать необходимые государственные ресурсы для обеспечения финансовой поддержки малых предприятий, что подчеркивалась представителями федерального правительства на заседании Рабочей группы ФРПП в Санкт-Петербурге.
Среди других проблем, которые испытывают российские малые предприятия по отношению к кредитному финансированию, - излишне высокие процентные ставки, устанавливаемые коммерческими заимодателями, низкая доступность долгосрочных кредитов и недостаточная заинтересованность банков иметь дело с мелкими заемщиками по сравнению с крупными. Другими словами, российские малые предприятия имеют дело с неразвитым коммерческим рынком кредитного финансирования, в сочетании с недостатком эффективного участия правительства в притоке финансирования для малых фирм, прямо или косвенно, путем предоставления гарантий.
Влияние неподготовленности МСП на доступ малых предприятий к финансам.
Хотя основная часть трудностей, которые испытывают российские малые предприятия при попытках получения доступа к внешнему финансированию, объясняется недостатками финансовой системы, корни которых уходят в банковскую систему, побочные эффекты спроса также ухудшают положение. Коммерческое поведение владельцев и менеджеров малых предприятий и их неопытность в рыночном контексте являются дополнительными факторами, способствующими уменьшению уверенности в глазах потенциальных займодателей в возможности заемщиков выплатить кредит. Нехватка знаний, со стороны предпринимателей, некоторых методов финансирования и подходов, которые используются фирмами для увеличения оборотного капитала, в зрелой рыночной экономике – это еще одна проблема. Более того, общая неспособность малых фирм составлять бизнес-планы, которые показались бы убедительными банковским менеджерам и содержали бы прогнозы денежного оборота для обоснования их кредитных требований. Она может также рассматриваться как недостаток, имея в виду превращение их потребности во внешнем финансировании в обоснованный спрос на него.
Увеличение притока финансов к МСП.
Как следствие, улучшение финансовых условий МСП в России требует действий на двух фронтах: во-первых, мер, направленных на прямое улучшение доступа к ним капитала, и, во-вторых, шагов по улучшению возможностей и компетенции менеджмента среди владельцев и менеджеров малых предприятий, концентрируясь конкретно на их финансово-управленческих навыках и повышая уровень их знаний альтернативных методов финансирования.
Действия по увеличению притока финансов к МСП является ключевой задачей федеральной и региональной властей, которые должны работать с финансовым сектором в поисках путей уменьшения кредитного риска, связанного с выделением кредитов МСП. В принципе, государство должно избегать прямой финансовой помощи предпринимателям, оно должно играть роль катализатора для привлечения отечественного и иностранного капитала в сектор МСП.
Делегаты пришли к соглашению, что основная трудность – это сделать сектор малого бизнеса более привлекательным для инвесторов. Нужно предпринять шаги для создания условий, направленных на усиление инвестиционной деятельности предприятий и частных лиц, для побуждения финансовых учреждений поддерживать малый бизнес и внедрять совместные программы с донорскими организациями. Для достижения этого потребуются инициативы на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Одной из ключевых тем, которую подчеркнули делегаты ФРПП говоря об улучшении доступа российских МСП к финансам в будущем, является необходимость осознания разнообразия существующих методов финансирования, для чего нужно пользоваться соответствующим опытом других. Участники ФРПП указали на разнообразие финансовых инструментов, которые могут использоваться для увеличения притока различных видов финансирования в малые предприятия:
· местные схемы микрокредитов, при которых заемщики выплачивают заем частями и представляют отчеты с указанием использования фондов;
· банковские микрокредиты (основанные на критериях
ЕБРР);
· ипотечные кредиты;
· использование торгового кредита на приобретение материалов;
· взаимные кредиты (займосберегающей компании или компании взаимного кредитования) и кредитные союзы;
· продажа оборудования с получением его обратно в аренду, в сочетании с автоматически возобновляемыми банковскими кредитами на лизинговое финансирование;
· методы, сочетающие бюджетные кредиты (например, на инвестиции) с коммерческим и кредитным сотрудничеством, где риск распределяется между сторонами (например, подобного рода опыт отдельных проектов ТАСИС);
· венчурный капитал, инвестированный через совместные предприятия, и стратегическое партнерство между малыми предприятиями и другими фирмами.

Источники фондов для сектора МСП включают в себя государственные источники (международные программы или программы двухсторонней помощи), а также источники частного сектора, такие, как бизнес-ассоциации. Такие организации заинтересованы в конкретном развитии малого и среднего бизнеса или в использовании этих предприятий в качестве инструментов для создания рабочих мест и/или экономического развития. Очевидно, увеличение притока капитала в малый бизнес является одной из мер для достижения этих целей. Это потенциально очень важно, поскольку позволяет расширить спектр действия финансовых услуг для большего количества предприятий, которые, скорее всего, выиграют от коммерческих источников финансирования. Другими словами, роль таких организаций – обратить внимание на сферы, где рыночные механизмы скорее всего не предоставят решение финансовых проблем (потенциальных) владельцев предприятий. Потенциальные приобретения (в виде рабочих мест, вкладов в региональное развитие) могут использоваться как обоснование степени вмешательства в этом отношении. В ходе дискуссий Рабочей группы ФРПП сложилось впечатление, что существует ряд требований и трудностей в отношении создания и использования этих нетрадиционных финансовых инструментах, которые изложены в политических принципах ниже.

Государственная финансовая поддержка МСП.
Делегаты ФРПП обозначили ряд проблем, связанных с государственной финансовой поддержкой малого бизнеса в Российской Федерации, которые до настоящего времени ограничивали его эффективность, включая недостаток правовых положений, обеспечивающих эффективное проведение в жизнь этих программ. Кроме этого, участники обратили внимание на слабо конкретизированные задачи этих программ, что отразилось в отсутствии четко обозначенных целевых бенефициарных групп, отсутствие четких критериев, по которым оценивается приемлемость кредитных требований, нехватка четких политических принципов условий оказания финансовой поддержки МСП. Во многих странах
ОЭСР легкий доступ к дешевому бюджетному финансированию оговаривается более жесткими, но более четкими условиями.
Российская правительственная финансовая помощь малому бизнесу:
А) через посреднические звенья (такие, как правительственные и муниципальные фонды, используемые для поддержки конкретных программ);
Б) напрямую (например, государственные заказчики заключают контракты с МСП – победителями тендеров – на поставку государству продукции, или через инвестирование проектов, профинансированных бюджетом развития).
Большинство государственных финансовых ресурсов для малого бизнеса представлены региональными бюджетами или специальными фондами (такими, как «Фонд развития малых машиностроительных и технологических предприятий», которые финансируются из федерального бюджета, и региональных правительственных фондов поддержки малого бизнеса). В дополнение к этому в некоторых регионах существуют привилегированные условия кредитования МСП из фондов, которые являются частью региональных проектов развития.
В то же время эти фонды покрывают только малую часть общего спроса малых предприятий России на финансирование.
Хотя долгосрочный акцент должен быть сделан на улучшение притока разного рода финансирования через ориентированные на рынок решения, остается потребность сегодняшнего дня в том, чтобы правительство заняло более активную позицию по предоставлению финансирования для МСП. Это происходит из-за незаконченного характера финансовых рынков России в сочетании со слабостью некоторых ведущих банков после кризиса августа 1998 года.
Делегаты ФРПП выработали политические принципы и приоритеты для государства по этому вопросу:
· i) федеральная стратегия инвестирования, которая ввиду бюджетных сдерживающих факторов должна включать в себя последовательные правила регулирования, проекты совместного инвестирования и финансирования с разделенным риском;
· ii) действующий механизм улучшения координации использования государственных фондов поддержки малого бизнеса между различными отраслями (например, министерствами) и уровнями правительства (то есть федеральным, региональным, местным) неадекватен и нуждается в улучшении. Эффективное внедрение требует тесного сотрудничества для обеспечения максимально полезного использования государственных средств. В настоящий момент не существует надлежащих финансовых инструментов, способных аккумулировать государственные деньги для целей инвестирования, или в качестве коллективной гарантии, или для субсидирования процентных ставок или улучшения условий кредитования;
· iii) если предполагается сделать государственную финансовую поддержку МСП эффективной, необходимо иметь четко очерченные правила регулирования обстоятельств и условий выделения различных видов финансовой поддержки и целей, на которые она может быть направлена.


Администрация Малого Бизнеса (АМБ) США имеет в своем распоряжении более 27 миллиардов долларов в форме займов, которые могут быть получены участниками 185 000 малых предприятий, которые не могут получить достаточного финансирования в других источниках.
«Закон о малом бизнесе» США декларирует, что (в соответствии с «Программой-7а») АМБ гарантирует МСП займы в размере 85-90%, но не превышающие 500 000 долларов США. Эти займы выдаются на срок до 25 лет с целью приобретения основного капитала или на срок до 7 лет с целью пополнения оборотного капитала. Взимаемые проценты составляют не более 2,25-2,75% сверх первичной ставки кредитования.
(Из доклада представителя организаций США).Роль местного партнерства.
Делегаты ФРПП внесли предложение о том, что региональные и местные схемы поддержки нужны для наращивания финансовых знаний, по отношению к малым предприятиям, на местном уровне.
Локально сконцентрированное государственное/частное партнерство представляет собой один из путей сближения частного и государственного сектора в их общей концентрации на местном экономическом развитии, в котором государство играет стратегическую и координирующую роль, а также роль катализатора.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ.


1. Разработать национальную концепцию государственной финансовой поддержки малых предприятий, основанную на четко очерченных принципах, механизмах, инструментах и схемах мониторинга. Необходимо:
1.1 определить требования закона на федеральном уровне с целью обеспечения ряда финансовых инструментов и методов финансирования, соответствующих нуждам малых предприятий;
1.2 улучшить сотрудничество между Министерством по антимонопольной политике и Федеральным фондом, также как между другими соответствующими институтами на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
2. Предпринять шаги, способствующие наращиванию мощности банковской и финансовой системы с целью улучшения доступа малых предприятий к финансированию
2.1 продвигать культуру малого бизнеса в банках путем:
- стимулирования и помощи банкам в развитии их внутренней политики, направленной на увеличение бизнеса с малыми предприятиями;
- стимулирования и помощи банкам в обучении банковского персонала ведению дел с предпринимателями;
- поддержания инициатив банков по помощи предприятиям на местном и национальном уровне с использованием позитивного опыта ЕБРР в отношении финансирования проектов и использования микрокредитов;
- обзор программ малого бизнеса, в которых банки приняли успешное участие, и продвижение их в других регионах Российской Федерации.
2.2 разрабатывать программы обучения персонала государственных фондов поддержки инвестиционных агентств и других финансовых специалистов, новым методам финансирования и их использованию МСП. Такое обучение может проводиться в рамках иностранной технической помощи, предлагаемой международными организациями, такими, как ЕС и двухсторонними донорами;
2.3 обеспечить обучение и консультирование предпринимателей работе с финансовыми учреждениями и выделить ресурсы для обучения персонала их предприятий бизнес-планированию и оценке;
2.4 создать основные легальные условия, способствующие эффективной работе рынка в направлении коммерческого кредитования, что касается вопросов залога, банкротства и выхода с рынка.
3. Стимулировать и способствовать разработке новых методов финансирования, обращая особое внимание на лизинг и франчайзинг. Следует:
3.1 принять законодательство, необходимое для развития лизинга, венчурного капитала, кредитных кооперативов и других альтернативных финансовых механизмов в Российской Федерации;
3.2 поддерживать развитие кредитных кооперативов/союзов на местном и региональном уровне. Найти пути использования позитивного опыта, полученного в этой области, для развития новой политики и выработки проекта закона по этому вопросу;
3.3 ускорить разработку законодательства, регулирующего схемы взаимного кредитования, и предпринимать активные шаги к созданию надежных схем гарантий для предпринимателей.
4. Обеспечить государственное финансирование схем для малых фирм, где недостатки рынка указывают на его необходимость, основанное на четких правилах, определяющих их внедрение. Следует:
4.1 ввести в федеральное законодательство правила, регулирующие использование бюджета, для поддержки МСП;
4.2 установить четкие правила внедрения программ государственной поддержки, которые должны включать:
· критерии приемлемости для получателей помощи (например, вновь образовавшиеся предприятия, предприятия, предоставляющие конкретные социально-важные услуги, предприятия, владельцы которых принадлежат к особым социальным группам);
· условия получения государственной финансовой помощи (например, для поддержки новшеств, экспорта) и критерии оценки проектов;
· условия предоставления грантов, займов, гарантий и другой финансовой помощи (например, принципы кредитных ставок, период выплаты займов, требования к отчетности);
4.3 гарантировать, чтобы государственный сектор или программы государственной финансовой помощи дополняли, а не конкурировали с финансированием частного сектора;
4.4 установить четкие условия и политику по отношению к финансированию совместных государственно-частных проектов. Это может потребовать внесения поправок в законодательство с целью установления правил, регулирующих проекты совместного финансирования;
4.5 признать необходимость развития высокоэффективной деятельности, предпринимать шаги для укрепления роли организаций, имеющих дело с поддержкой фирм, основанных на знаниях, профинансированных, при необходимости, из бюджетных источников.
5. Предпринимать активные шаги к тому, чтобы финансовые нужды малых предприятий решались на местном и региональном уровнях. Следует:
5.1 пересмотреть местные и региональные варианты притока финансов к малым предприятиям в Российской Федерации;
5.2 стремиться к созданию местных схем поддержки в тех областях, где недостатки рынка для финансирования малых предприятий особенно выражены, основываясь на партнерстве с коммерческими источниками кредитования;
5.3 продвигать принцип партнерства на местном/региональном уровнях (между местными/региональными и федеральными властями и между государственным и частным сектором) и установить четкие правила участия государственного бюджета в местных расходах;
продвигать местные программы обучения персонала, занимающегося оценкой бизнес-планов, для облегчения получения кредитов.
О комплексе мер, направленных на развитие страховых, кредитных и других институтов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам

скачать
О мерах, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам


Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам проделана определенная работа по следующим направлениям: совершенствование механизмов кредитования субъектов малого предпринимательства, развитие негосударственных небанковских организаций финансирования малого предпринимательства, совершенствование лизинга как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства, развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
На заседании Правительства Российской Федерации 16 октября 2003 года был рассмотрен вопрос «О комплексе мер по поддержке малого предпринимательства», включая Концепцию государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
По решению Правительства Российской Федерации в 2004 году кредитование субъектов малого предпринимательства будет осуществляться через ОАО «Российский банк развития», которому для привлечения средств на внутреннем финансовом рынке с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства предоставляются государственные гарантии в объеме 3 млрд. рублей.
Концепция предусматривает следующие формы государственной финансовой поддержки: кредитование уполномоченными банками субъектов малого предпринимательства за счет средств ОАО «Российский банк развития», привлекаемых на внутреннем финансовом рынке под государственные гарантии Российской Федерации; кредитование уполномоченными банками субъектов малого предпринимательства под гарантии ОАО «Российский банк развития».
Разработаны и согласованы следующие документы:
Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Российский банк развития», осуществляемым на внутреннем финансовом рынке с целью оказания финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
Правила осуществления ОАО «Российский банк развития» государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
В настоящее время ОАО «Российский банк развития» проводит переговоры с субъектами Российской Федерации с целью разработки комплексного подхода по обеспечению целевой поддержки малых предприятий с использованием на региональном уровне механизма субсидирования для привлечения в малый бизнес кредитных ресурсов по доступным процентным ставкам и схем гарантирования – для снижения рисков кредитования.
В 2003 году федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России продолжалась работа, направленная на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В части нормативно-правового обеспечения развития этого направления федеральные органы исполнительной власти осуществляют реализацию мер по следующим направлениям:
1. Доработан по итогам первого чтения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О кредитной кооперации» и направлен на второе чтение.
2. Прошел первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О взаимном страховании». Идет подготовка законопроекта ко второму чтению.
3. Банк России продолжает внесение изменений в нормативные акты, которые позволят упростить процедуры кредитования малого бизнеса: подготовлен проект новой редакции Инструкции Банка России от 23.07.1998 № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», предусматривающий возможность открытия кредитными организациями (филиалами) дополнительных офисов вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), а также предоставляющий указанным дополнительным офисам право кредитования субъектов малого предпринимательства, выдачи им банковских гарантий в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами Банка России;
по предложению банковского сообщества проведена работа по упрощению процедур кредитования малого и среднего бизнеса. Разработан проект Положения Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». В указанном проекте реализована, опробованная в международной практике возможность формирования резервов на возможные потери по портфелям небольших ссуд с однородными характеристиками. Также в упомянутом проекте предусмотрен упрощенный, по сравнению с ныне действующим, порядок списания нереальных к взысканию ссуд. Так, по ряду ссуд не требуется наличие процессуальных документов, необходимых для списания ссуды с баланса за счет резерва на возможные потери по ссудам.
4. Важной задачей в сфере оптимизации и упрощения кредитования предприятий малого и среднего бизнеса является законодательное и правовое совершенствование института залога и порядка защиты интересов кредиторов, требования которых обеспечены залогом.
В этих целях были разработаны проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «Об исполнительном производстве», «О залоге», а также проекты федеральных законов, предусматривающих создание бюро кредитных историй в Российской Федерации. В настоящее время указанные проекты в установленном порядке проходят процедуру согласования.
5. В целях обеспечения реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и в соответствии с объемом финансирования, предусмотренным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002 № 176-ФЗ по коду бюджетной классификации Российской Федерации 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры» в объеме 100 млн. рублей, МАП провел открытый конкурс на размещение заказов по выполнению работ по созданию объектов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства по темам: “Создание центров поддержки предпринимательства”, “Создание бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров”, “Создание федерального и регионального выставочно-маркетинговых центров для малого предпринимательства”.
По результатам открытого конкурса конкурсная комиссия определила победителей, которыми стали 27 организаций из 24 регионов Российской Федерации. Победители конкурса заключили с МАП России соответствующие государственные контракты
Основная цель этих мероприятий – создание новых рабочих мест на малых промышленных предприятиях, выпускающих товары народного потребления, освоение новых технологий производства, организация методической, консультационной и финансовой помощи, организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников для сферы малого предпринимательства, организация обучения граждан основам предпринимательской деятельности.
6. Одним из перспективных направлений для малого бизнеса является гарантийное обеспечение и страхование первоначальных вложений в предпринимательство.
Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки вынуждены переносить цену риска на кредитный процент, что в свою очередь не позволяет малым предприятиям воспользоваться кредитами. В связи с этим малые предприятия испытывают трудности в привлечении средств, и нехватка обеспечения по кредитам остается одним из наиболее серьезных препятствий развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Как показывает мировой опыт, на государственном уровне только Правительство Российской Федерации способно задействовать и поддерживать в работоспособном состоянии эффективную систему кредитных гарантий для малых и средних предприятий. Гарантированные займы являются наиболее распространенной формой государственной поддержки малого предпринимательства во многих государствах.
В соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации одним из направлений финансово-кредитной поддержки является разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями, а также апробация такого механизма в пилотных субъектах Российской Федерации с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории Российской Федерации.
При содействии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в Тульской, Ленинградской и Московской областях проходит апробацию схема предоставления гарантий (поручительств) государственными фондами поддержки малого предпринимательства по кредитам, предоставляемым банками субъектам малого предпринимательства. Указанная схема разработана с участием Австрийской организации «Австрийское общество содействия экономики» (AWS) и Финской государственной корпорацией «Финвера».
7. Микрофинансирование в России, как инструмент финансовой поддержки начинающих предпринимателей, развит недостаточно.
На сегодня потребность в микрофинансовых услугах удовлетворяется лишь на 5-7% от потребности потенциального рынка. Услуги микрофинансирования обращены к потребностям микро- и малых предприятий, владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.
В настоящее время 23 региональных фонда поддержки малого предпринимательства занимаются операциями микрофинансирования.
В 2000-2003 гг. с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства реализовывалось 13 региональных программ микрофинансирования (Республика Адыгея, Республика Марий-Эл, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Хабаровский край, Воронежская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Тульская область) и 1 муниципальной программы (Большесельский муниципальный округ Ярославской области). Объем финансирования из федерального бюджета составил – 31,2 млн.руб.
Привлечено:
- средства региональных фондов и региональных бюджетов – более 50,0 млн.руб.;
- средства Фонда «Евразия» – 165,0 тыс.дол. США;
- средств банков – 5,0 млн.руб.
В результате реализации программ микрофинансирования было поддержано свыше 4300 предпринимательских проектов, создано около 600 новых и сохранено более 3700 рабочих мест. Рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней только за один год реализации программ микрофинансирования составил 10,0 млн.руб. 95% всех заемщиков составляют предприниматели без образования юридического лица и малые предприятия, 80% займов направлены на развитие торговли и товарно-брокерской деятельности, что обусловлено спецификой микрофинансирования (сумма займа до 100 тыс. руб., срок до 6 месяцев, средняя процентная ставка 30-35% годовых) и быстрой окупаемостью вложенных средств.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 год международным годом микрокредитования (резолюция № 53/197 от 15 декабря 1998 года).
8. Одним из инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес является лизинг. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляются единственным способом провести оснащение и модернизацию производства, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.
Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным преимуществом является и простота совершения лизинговых процедур. Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции.
Именно лизинг, как средство обновления основных фондов, в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств.
В 1996-1999 гг. при участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства была создана сеть из 30 лизинговых компаний, специализирующихся на предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В 2000-2001 гг. созданы три новых лизинговых компании: одна в Северо-Западном и две в Центральном федеральном округе. Федеральным фондом было предоставлено займов лизинговым компаниям для реализации 26 лизинговых проектов на общую сумму более 80,0 млн.руб. В результате на малых предприятиях, получивших указанную поддержку создано свыше 400 рабочих мест, а объем реализованной лизингополучателями продукции возрос на сумму около 100,0 млн.руб. в год.
Мероприятия, направленные на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, будут и далее проводиться в рамках реализации положений Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной Государственным Советом Российской Федерации 19.12.2001 года.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT