На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Публикации
О Всероссийской олимпиаде школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний



Статья 3 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» содержит механизм реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Введение данной нормы в законодательство не только оформило правовые основы деятельности по созданию системы правового образования населения в сфере защиты прав потребителей, но и позволило значительно активизировать работу по просвещению и обучению населения, придав ей новый качественный уровень.

Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке. С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.

Организация систематического потребительского просвещения стала неотъемлемой частью потребительской политики, проводимой МАП России и его территориальными управлениями.
Правительством Российской Федерации в стратегии развития России до 2010 г. определены подходы к содержанию общего и профессионального образования, цель которого подготовить человека, социально адаптированного к реальной жизни. В связи с этим особое внимание уделяется внедрению в учебный процесс вопросов защиты прав потребителей, а также воспитанию потребительской культуры учащихся общеобразовательных школ, то есть на этапе формирования мировоззрения и психологии человека. Кроме того, потребительское образование школьников воздействует и на их родителей, открывая тем самым новые каналы для просвещения разных поколений потребителей и закрепления обычаев потребительского поведения в семейном воспитании. Наконец, такое образование населения является эффективной мерой предупреждения нарушений прав потребителей, основой добропорядочного предпринимательства.

Проведение конкурсов по основам потребительских знаний, а в последние годы – олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний, бесспорно, является одним из важнейших направлений внедрения и развития потребительского образования.

В задачи олимпиады входит не только выявление и поддержка одаренных учащихся и талантливых преподавателей, достигших наилучших результатов в изучении предмета, но и всемерная пропаганда и популяризация экономического и правового образования как средства социальной адаптации молодежи к современным экономическим и социально-политическим условиям.

Министерство образования Российской Федерации разработано новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Минобразования России от 30.10.2003 № 4072. По предложению МАП России в указанном положении олимпиада по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний включена наряду с традиционными предметными олимпиадами. Таким образом, ей придан статус Всероссийской. Следует отметить, что предметные олимпиады проводятся в соответствии с положением ежегодно.

Заключительный этап олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний будет проходить с 5 по 9 апреля 2004 года на базе филиала Санкт-Петербургского института искусств и информационных технологий (Солнечногорский район Московской области).

Торжественная церемония закрытия олимпиады с награждением победителей и подведением итогов состоится 8 апреля с.г. в Центральном доме предпринимателя г. Москвы во второй половине дня. В торжественном закрытии примут участие руководители федерального антимонопольного органа и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. В этот же день состоится выставка работ детских школьных компаний.

Большой интерес к олимпиаде проявляют предпринимательские круги, ориентированные на добросовестное ведение бизнеса, положительно зарекомендовавшие себя на потребительском рынке уважительным отношением к правам потребителя. Ими оказана большая помощь организаторам олимпиады как при приобретении призов, так и в организации культурной программы, оказано содействие в решении ряда транспортных и иных проблем. Среди них можно отметить «Группа Автолайн», Сони СНГ, «М. Видео», Canon North-East Oy, «Мэри Кей», LG Electronics, «Oriflame», «СП Бизнес Кар», «Тюменская Нефтяная Компания», «Группа предприятий «ОСТ», АДТ Проект ГмБХ, Петроимпорт, «Консультант Плюс», Вимм-Билль-Данн, Балтик Бевериджиз Холдинг АБ, «Российские Коммунальные Системы», «Проктор энд Гэмбл», «Мэтро Кэш энд Керри».

Антимонопольные органы всегда принимают непосредственное и активное участие в подготовке региональных этапов олимпиады, в работе региональных оргкомитетов по проведению III Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. Специалистами МАП России разработаны задания для областного (краевого, республиканского) этапа олимпиады и задания для заключительного этапа.

Задания включают в себя тесты и задачи, при решении которых участники должны показать знание следующих документов: закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федерального закона «О рекламе»;

Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Кроме того, в задания этого года войдут вопросы по Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации, Правилам продажи товаров по образцам и Правилам оказания услуг общественного питания.

С каждым годом растет количество участников Олимпиады, все большее число субъектов Российской Федерации проводят региональные этапы. К настоящему времени региональные этапы олимпиады прошли более чем в 50 субъектах Российской Федерации, к участию в заключительном этапе олимпиады уже заявлено около 200 школьников. Традиционно широко проводится олимпиада в Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Белгородской, Саратовской, Тульской, Челябинской, Орловской областях и ряде других регионов.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT