На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Государственный доклад о защите прав потребителей


Разъяснения законодательства


Актуальные темы


Судебная практика


Формы документов


Информация для потребителей


Межведомственный совет по защите прав потребителей


Публикации\ЗПП


Национальная система органов по защите прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Актуальные темы
О нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств и их сервисными центрами при установлении и исполнении гарантийных обязательств


В контролирующие государственные органы поступают многочисленные обращения граждан, государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и других организаций о нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств (далее продавцы или продавцы автотранспортных средств)* при установлении гарантийных обязательств, а также исполнении указанных гарантийных обязательств продавцами и организациями, выполняющими их функции (сервисными центрами). Анализ устанавливаемых продавцами автотранспортных средств гарантийных обязательств показал наличие в них большого количества условий, несоответствующих законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей.
В указанных обязательствах выявлен ряд типичных нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами при установлении и исполнении гарантийных обязательств:
- неправильное определение в нарушение второго абзаца пункта 6 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон), статей 476 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) правовых последствий нарушения потребителем правил использования, хранения и транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (товар снимается с гарантии, гарантия признается недействительной, гарантия утрачивает силу и т.п. в случае совершения или несовершения потребителем определенных действий);
- ограничение права потребителя на предъявление продавцу по своему выбору любого из предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона требований;
- определение в договоре в нарушение пункта 3 статьи 401 ГК РФ обстоятельств непреодолимой силы;
- установление продавцом в нарушение пункта 7 статьи 5 Закона меньшего гарантийного срока, чем установлен изготовителем (в том числе на заменяемые в соответствии с гарантийными обязательствами изготовителя комплектующие и составные части основного изделия), в том числе в форме установления меньшего гарантийного срока в какой-либо одной из предусмотренных изготовителем единиц измерения (годах, месяцах, километрах) или в форме введения в пределах гарантийного срока изготовителя дополнительной не предусмотренной изготовителем единицы его измерения; __________________________________________________________________________________________ * Под продавцом автотранспортного средства следует понимать хозяйствующий субъект (организация или индивидуальный предприниматель) с которым потребитель или иной покупатель заключил договор о приобретении автотранспортного средства и который по указанному договору действовал от своего имени.
- установление продавцом в нарушение второго абзаца пункта 6 статьи 18 Закона условия о том, что он несет ответственность только за недостатки, возникшие в течение гарантийного срока только по его вине или по вине завода изготовителя (недостатки, являющиеся браком при изготовлении, производственным дефектом или браком материала, дефектами заводского производства и т. п.).
Анализ устанавливаемых продавцами автотранспортных средств гарантийных обязательств показал также наличие в них большого количества и других специфических условий, несоответствующих законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей и характерных преимущественно для сферы гарантийных обязательств продавцов автотранспортных средств.
К таковым необходимо отнести следующие нарушения:
- фактическое установление в нарушение статьи 7 Закона и статьи 18 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» продавцом (иной коммерческой или некоммерческой организацией, не являющейся изготовителем соответствующих автотранспортных средств) норм, правил и процедур технического обслуживания (в том числе правил, положений, касающихся периодичности технического обслуживания) автотранспортных средств;
- в нарушение пункта 6 статьи 18 Закона (пункта 2 статьи 476 ГК РФ) фактически обусловливание продавцами или организациями, выполняющими функции продавцов, выполнение гарантийных обязательств продавца и (или) изготовителя заключением договора (договоров) о выполнении работ по техническому обслуживанию (ТО) автотранспортного средства исключительно с определенными хозяйствующими субъектами (с организациями, выполняющими функции продавца или изготовителя, или с иными прямо определенными организациями)
- в нарушение пункта 6 статьи 18 Закона (пункта 2 статьи 476 ГК РФ) фактически обусловливание продавцами или организациями, выполняющими функции продавцов, выполнение гарантийных обязательств продавца и (или) гарантийных обязательств изготовителя покупкой комплектующих изделий, проведением ремонта, антикоррозийной обработки, установкой подкрылок или сигнализации у продавца, организации выполняющей функции продавца (изготовителя) или у других прямо определенных хозяйствующих субъектов.
- определение продавцом условия о том, что он не несет ответственность в рамках гарантийных обязательств изготовителя за качество отдельных комплектующих изделий и составных частей основного изделия, в то время как изготовитель товара предоставляет гарантию качества на товар без исключений по комплектующим и составным частям или с иными исключениями, чем определяет продавец в пределах гарантийного срока изготовителя. Указанное нарушение прав потребителей представляется сложным для юридической квалификации. Представляется необходимым привести пример подобного нарушения:
общество с ограниченной ответственностью, входящее в состав автохолдинга ООО «Элекс-Полюс», определило, что гарантийные обязательства не распространяются на определенные детали автомобиля, подвергающиеся износу, зависящему от интенсивности, условий эксплуатации и стиля вождения владельца автомобиля, а также на определенные детали и материалы с регламентированными пробегами. Проверкой установлено, что гарантийные обязательства изготовителя, условия которых изложены в документации, прилагаемой к автомобилю, действуют в отношении всего автомобиля, без каких-либо исключений по комплектующим и составным частям. Таким образом, данное условие гарантийных обязательств в пределах гарантийного срока, установленного изготовителем, следует признать не соответствующим первому абзацу пункта 1 статьи 19 Закона, так как продавец исключает право потребителя на предъявление ему требований в связи с обнаружением в указанных комплектующих и составных частях недостатков товара в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.
Говоря о нарушении прав потребителей при установлении и исполнении гарантийных обязательств продавцами автотранспортных средств необходимо отметить имеющуюся в настоящее время практику фактического переложения продавцами бремени гарантийных обязательств на организации, выполняющие их функции. Гарантийные обязательства продавцов во многих случаях предусматривают возможность предъявления лишь требования о безвозмездном устранении недостатков товара, возникших в течение гарантийного срока продавца и (или) изготовителя, и только организации (организациям), выполняющей функции продавца. В таких случаях организации, выполняющие функции продавцов, практически предстают перед потребителем в роли самостоятельного субъекта гарантийных обязательств на приобретенное потребителем автотранспортное средство.
В связи с этим, следует подчеркнуть, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей организации, выполняющие функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним или любые иные лица, за исключением розничного продавца или изготовителя, не могут являться по отношению к потребителю самостоятельными субъектами гарантийных обязательств на какие-либо товары, за исключением реализуемых непосредственно ими. Организации, выполняющие функции продавца или изготовителя (сервисные центры и т.п.), в соответствии с Законом в рамках предоставленных им полномочий выполняют только определенные действия в рамках соответствующих обязательств продавца (изготовителя).
Потребитель вправе требовать от соответствующих хозяйствующих субъектов выполнения определенных действий в рамках гарантийных обязательств только в случае установления на товар гарантийного срока изготовителем или розничным продавцом. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона в случае обнаружения в товаре недостатка в течение гарантийного срока, установленного изготовителем, потребитель вправе предъявить любое из требований, предусмотренных статьей 18 Закона, по своему выбору изготовителю, организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним, продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. В случае обнаружения в товаре недостатка в течение дополнительного гарантийного срока, установленного продавцом (в промежуток времени по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем), потребитель вправе в рамках гарантийных обязательств продавца предъявлять любое из требований, предусмотренных статьей 18 Закона, по своему выбору продавцу или организации, выполняющей функции продавца.
В исключительных случаях условия договоров (соглашений), предлагаемых гражданам к заключению продавцами автотранспортных средств или организациями, выполняющими функции данных продавцов, соответствуют законодательству, но существенно ограничивают интересы потребителя или являются явно обременительными для потребителя.
В связи с этим следует обратить внимание на право потребителя на расторжение или изменение такого договора на основании статьи 428 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 428 ГК РФ потребитель вправе требовать расторжения или изменения договора, заключенного им на основе стандартной формы продавца (организации, выполняющей функции продавца), если в указанном договоре содержатся условия хотя и не противоречащие законодательству, но являющиеся для потребителя явно обременительными (в том числе: условия, исключающие или ограничивающие ответственность другой стороны за нарушение обязательств; условия, лишающие потребителя прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида).
При обращении потребителей контролирующие органы и общественные организации в целях защиты прав потребителей и создания равных условий хозяйствования для продавцов, изготовителей и организаций, выполняющих их функции, в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют соответствующую разъяснительную работу, проводят работу по приведению в соответствие с законодательством о защите прав потребителей условий гарантийных обязательств продавцов автотранспортных средств, устанавливаемых в стандартных формах договоров (соглашений), в том числе путем подачи в судебные органы соответствующих исков в защиту прав неопределенного круга потребителей.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT