На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Государственный доклад о защите прав потребителей


Разъяснения законодательства


Актуальные темы


Судебная практика


Формы документов


Информация для потребителей


Межведомственный совет по защите прав потребителей


Публикации\ЗПП


Национальная система органов по защите прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Информация для потребителей
Материал к выступлению на Первой Международной конференции по потребительскому образованию и просвещению потребителей в г. Костроме 24-26 апреля 2002 г.


I. Важность проведения Первой Международной конференции по потребительскому образованию и просвещению потребителей
Одной из основных задач сотрудничества с государствами-членами СНГ является создание общего экономического пространства, предполагающего устранение различных барьеров на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сотрудничество осуществляется на двустороннем и многостороннем уровне, в том числе в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).
Вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств-участников СНГ с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке. С целью проведения согласованной потребительской политики МАП России установлены и развиваются контакты с органами государственной власти государств Содружества, занимающихся защитой прав потребителей.
Эта цель достигается на основе реализации двусторонних соглашений о сотрудничестве в области защиты прав потребителей (Киргизия, Украина), а также в рамках постоянных контактов между соответствующими ведомствами России и государств-участниц СНГ.
В результате совместной работы МАП России, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ 25 января 2000 г. представителями правительств государств-членов СНГ подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в области защиты прав потребителей, разработана программа по его реализации (утверждена на четырнадцатом заседании МСАП в г. Астане, протокол от 28 сентября 2001 г.).
Данное соглашение разрабатывалось как базовое, направленное на создание механизма защиты прав потребителей в условиях единого экономического пространства и развития торговых связей государств Содружества. Его целью является создание правовых и организационных основ сотрудничества государств – участников СНГ по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств – участников СНГ защиты их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств – участников Соглашения.
В частности, Соглашение предоставляет гражданам каждого государства – участника СНГ, а также иным лицам, проживающим на его территории, пользоваться на территориях других государств – участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств. Им предоставляется право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и гражданам этих государств.
Соглашение в числе основных направлений сотрудничества закрепило:
- обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах )работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах);
- осуществление программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;
- привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей.
Настоящая конференция - первое международное мероприятие, которое призвано обобщить опыт стран СНГ в области просвещения и обучения, определить перспективные задачи в этой сфере и наметить согласованные действия по их реализации.
II. Актуальность проблемы просвещения и обучения населения вопросам потребительской культуры поведения
С вступлением в силу 7 апреля 1992 г. Закона Российской «О защите прав потребителей» началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере.
В этот период восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Многократно возрос ассортимент предложения и количество хозяйствующих субъектов на потребительском рынке, появились новые товары, работы, услуги, произошла децентрализация импорта. Гражданин-потребитель оказался неподготовленным к таким преобразованиям. Он не обладает специальными знаниями в области экономики, права и т.п. Кроме того за многие годы сформировался менталитет бесправного потребителя, который находится в неравном положении по сравнению со своими контрагентами – продавцами, исполнителями, изготовителями.
Встала задача просвещения и информирования населения об их правах как потребителей.

III. Законодательное обеспечение права потребителей на информацию и просвещение
1. Международный аспект
1.1. 15 марта 1962 г. Президент США Д. Кеннеди в своем послании Конгрессу США впервые сформулировал четыре права потребителей:
- право на безопасность;
- право потребителей на информацию;
- право на выбор;
- право быть выслушанным.
1.2. В 1975 г. Совет министров ЕС признал пять прав потребителей:
- право на защиту здоровья и на безопасность;
- право на защиту экономических интересов;
- право на возмещение ущерба;
- информацию и просвещение;
- право на представительство интересов.
1.3. Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:
– право на безопасность товара;
- право на информацию;
- право на выбор товаров;
- право на выражение своих интересов;
- право на удовлетворение основных потребностей;
- право на возмещение ущерба;
- право на потребительское образование;
- право на здоровую окружающую среду.
1.4. В 2001 г. по решению Четвертой Конференции ООН прошла встреча экспертов по вопросам потребительской политики, по итогам которой были приняты руководящие принципы для защиты интересов потребителей с учетом принципов 1985 г.
Руководящие принципы 2001 г. провозглашают одной из задач потребительской политики информирование потребителей о влиянии окружающей среды, социальных и экономических факторов на их выбор.
В этих целях правительства будут поддерживать деятельность производителей, продавцов и общественных организаций потребителей по информированию потребителей посредством рекламы и других способов маркетинга будут информировать потребителей об экологической безопасности товаров, предъявление исков в защиту окружающей среды.
Новеллой указанных принципов является также включение нового принципа - содействие обеспечению устойчивого потребительского спроса. При этом акцент делается на интересах людей, живущих в бедности.
В целях содействия обеспечению устойчивого потребительского спроса государственные органы, общественные объединения потребителей и защитников окружающей среды, а также производители и продавцы должны уделять большое внимание информированию потребителей о социально, экономически и экологически устойчивой продукции.
При формировании политики государства в области защиты прав потребителей значимая роль отводится организациям саморегулирования бизнеса и другим подобным организациям гражданского общества. В частности, такие организации должны быть вовлечены в информационно просветительскую деятельность.
Таким образом, право гражданина, а значит и потребителя на информацию – одно из самых существенных, так как оно тесно связано с другим важнейшим правом – правом на качество и безопасность товаров, работ, услуг, ибо выбор качественного товара зависит от полноты и достоверности информации о нем.
2. Российской законодательство
Российской законодательство вобрало в себя международные принципы для защиты прав потребителей.
В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» 1992 г. среди прав потребителей было закреплено право на получение информации о товарах (работах услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) и просвещение.
Вместе с тем механизм реализации права на просвещение в Законе отсутствовал.
В редакции Закона от 1996 г. данный пробел был устранен.
Появилась специальная статья 3 «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей», содержащая механизм реализации этого права, которое обеспечивается:
1) посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы,
2) а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Введение данной нормы в законодательство не только оформило правовые основы деятельности по созданию системы правового образования населения в сфере защиты прав потребителей, но и позволило значительно активизировать работу антимонопольных органов по просвещению и обучению населения, придав ей новый качественный уровень.


Древние римляне говорили: «Закон служит тем, кто бодрствует, а не дремлет».
Государство в лице соответствующих органов не в состоянии защитить права каждого потребителя, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Но государство обязано обеспечить баланс между активной и адресной защитой прав потребителей и созданием условий для формирования у населения (как потребителей, так и предпринимателей, а это все население) устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
Такую работу антимонопольные органы начали одновременно с реализацией Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Организация систематического потребительского образования стала неотъемлемой частью потребительской политики, проводимой МАП России и его территориальными управлениями.
Востребованность потребительского образования подтверждается активным внедрением его в учебный процесс образовательных учреждений различных уровней в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается территориальными управлениями МАП России совместно с органами управления образованием, другими органами исполнительной власти и общественными организациями посредством:
- внедрения изучения законодательства о защите прав потребителей в образовательных учреждениях;
- разработки и обеспечения учебных заведений учебной и учебно-методической литературой;
- организации и проведения среди учащихся и студентов викторин, олимпиад, конкурсов и пр., позволяющих изучать основные положения законодательства о защите прав потребителей в игровой форме;
- участия в разработке и внедрении программ для подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров;
- организации конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий для специалистов органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций потребителей, преподавателей учебных заведений по вопросам защиты прав потребителей;
- пропаганды потребительского законодательства с помощью средств массовой информации.
В целях придания работе по развитию потребительского образования системного и всеобъемлющего характера, привлечения к этой работе не только органов управления образованием, но и других органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, а также органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, территориальные органы МАП России инициировали принятие постановлений администраций субъектов Российской Федерации по этому вопросу, включение в региональные программы по защите прав потребителей соответствующих мероприятий, рассматривают ход этой работы на межведомственных советах.
Для координации работы по внедрению изучения законодательства о защите прав потребителей в образовательных учреждениях всех уровней территориальные управления МАП России совместно с органами управления образованием разрабатывают и утверждают планы совместных мероприятий. В качестве важнейших мероприятий определены: включение требований знания законодательства о защите прав потребителей в региональный компонент образовательных стандартов, учебные планы и программы; проведение семинаров и курсов повышения квалификации для преподавательского состава; создание в регионе опорных образовательных учреждений всех уровней для отработки методики преподавания по вопросам защиты прав потребителей; обеспечение опорных образовательных учреждений необходимой методической и нормативной документацией.
Такая практика характерна для большинства регионов - Воронежской, Иркутской, Костромской, Курской, Орловской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Челябинской областей, Приморского, Хабаровского краев, Чувашской, Мордовской республик и др.
Наиболее успешно внедрение изучения основ законодательства о защите прав потребителей осуществлялось в учебных заведениях профессионального образования.
В системе начального и среднего профессионального образования изучение основ потребительских знаний предусмотрено в содержании федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, введенных в конце 90-х годов, по соответствующим профессиям и специальностям. Учащиеся и студенты изучают общие вопросы, связанные с защитой прав потребителей. С учетом специфики получаемых профессий и специальностей предусматривается изучение вопросов, связанных с потребительским рынком товаров и услуг, в том числе, относящихся к сфере обслуживания населения, торговли, а также различным видам коммерческой деятельности. Кроме того, объем учебного времени, отводимый на реализацию национально-регионального компонента, позволяет образовательным учреждениям самостоятельно дополнять образовательную программу дополнительными дисциплинами, в том числе в целях повышения правовой культуры в области защиты прав потребителей.
В 2000 г. Минобразования России разработал и утвердил государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения.
Так, были утверждены Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения. В соответствии с этими требованиями одной из 11 базовых дисциплин федерального компонента цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах второго поколения по всем направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования стала «Экономика», содержащая соответствующие дидактические единицы по потребительской проблематике.
На основании указанных Требований Минобразования России разработал, утвердил и издал для распространения во всех вузах примерную учебную программу дисциплины «Экономика».
Анализ деятельности образовательных учреждений повышения квалификации специалистов и соответствующих структурных подразделений вузов показывает, что дисциплина «Основы потребительских знаний» включается, как правило, в образовательные программы дополнительного профессионального образования по проблемам управления качеством. При повышении квалификации и профессиональной переподготовке государственных служащих по программе «Правовое обеспечение государственной службы» также рассматриваются вопросы защиты прав потребителей.
Во многих регионах практикуется прохождение учебной и дипломной практики студентами в отделах по защите прав потребителей территориальных органов МАП России.
Однако практика показала, что обучение потребительской культуре поведения должно начинаться еще в детском возрасте, в школах. Именно на этом этапе формируется мировоззрение и психология человека, он легче адаптируется к развивающейся рыночной экономике.
Усилия МАП России и Минобразования России направлялись на обеспечение государственной поддержки этого процесса. Еще в 1996 г. по предложению МАП России вопросы защиты прав потребителей были включены в проекты федерального государственного образовательного стандарта для основного общего и среднего (полного) образования по образовательным областям - "Экономика", "Общественные дисциплины". Это позволило бы обеспечить правовую основу для включения этих вопросов в учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, а также для подготовки преподавателей экономики в ВУЗах педагогического профиля. Таким образом, могла быть заложена основа для формирования единого образовательного пространства по вопросам защиты прав потребителей, выработки единых подходов к организации учебного процесса в школах по данной проблематике, что в конечном итоге должно сказаться на повышении общего уровня подготовки школьников к принятию осознанных решений на потребительском рынке. Однако до сих пор такие стандарты не приняты.
В соответствии с обязательным минимумом содержания разработаны примерные программы по экономике, основам права, технологии, в которых нашли свое отражение вопросы потребительского образования. Вопросы правового просвещения потребителей включены в программы школьных курсов по праву, граждановедению, обществознанию, экономике и др., а также в программы самостоятельных факультативных курсов по основам потребительских знаний. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений предоставил им большие в формировании образовательных программ, в том числе выборе факультативных предметов. Во многих общеобразовательных учреждениях для учащихся 8-9 классов введен факультативный курс «Основы потребительских знаний».
По сообщениям антимонопольных территориальных управлений, только в некоторых субъектах Российской Федерации (Брянская, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская области, Ставропольский край и др.) эти вопросы включены в региональные образовательные стандарты.
В опорных учебных заведениях (около 400) осуществляется подготовка преподавателей, отрабатываются учебные программы и методики преподавания основ законодательства о защите прав потребителей. Специалисты территориальных управлений участвуют в организации и проведении семинаров, консультаций по вопросам изучения основ законодательства о защите прав потребителей, на которых преподаватели делятся накопленным опытом, знакомят коллег со своими методическими разработками, сами преподают в учебных заведениях всех уровней.
В результате основы законодательства о защите прав потребителей преподаются в той или иной степени в большей части общеобразовательных учебных заведений. В Амурской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Курганской, Новгородской, Орловской и Челябинской областях, а также в Республике Горный Алтай преподавание этих вопросов ведется во всех школах; в таких субъектах Российской Федерации как Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Республика Марий Эл, Астраханская, Липецкая, Курская, Магаданская, Тамбовская и Рязанская области, Хабаровский край, Чукотский АО, Еврейская АО преподаванием охвачено от 70 до 90 % школ.
В целях оснащения образовательного процесса необходимой учебной литературой МАП России и Минобразования России провели в 1996 –1997 гг. Всероссийский конкурс на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методической документации по вопросам защиты прав потребителей для общеобразовательных учреждений.
В обеих номинациях конкурса - "Лучшее учебное пособие" и "Лучший комплект учебно-методических материалов" - лучшими признаны работы преподавателей Брянского педагогического университета В.Д. Симоненко и Т.А. Степченко Поощрительных премий были удостоены: учебное пособие "Основы потребительских знаний" для учащихся 8-9 классов коллектива специалистов КонфОП; комплект учебно-методических материалов "Основы потребительских знаний" авторского коллектива под руководством кандидата экономических наук, доцента кафедры экономических теорий Тульского государственного университета Ростовцевой Л.И.; учебное пособие "Защита прав потребителей" преподавателей Московского кооперативного техникума Долбилина А.С., Цыкозы Т.Н. Шакуриной Ф.Р.
Многие субъекты Российской Федерации проводят работу по созданию и изданию собственной учебной и методической литературы для общей и профессиональной школы. Так, научно-методическим центром содержания образования Белгородской области разработано и издано пособие «Человек в условиях рыночной экономики» и задачник. Авторы задачника получили диплом Минобразования России. В помощь педагогам школ разработан учебный план по 6-часовой программе.
При поддержке Межведомственного областного совета по делам потребителей Вологодской области обеспечено продвижение и внедрение в учебные заведения области учебно-методического пособия «Потребитель всегда прав», авторами которого выступили декан юридического факультета Вологодского государственного педагогического университета А.А. Райляна и преподавателя профессионального лицея N 18 А.Е. Тархова.
Следует отметить положительную роль общественных организаций потребителей и органов местного самоуправления во внедрении потребительского образования в общеобразовательных школах. Много внимания потребительскому образованию уделяет КонфОП, особенно методическому обеспечению учебного процесса. Учебник КонфОП «Основы потребительских знаний» получил гриф Минобразования России и издан пробным тиражом.
Специалистами КонфОП разработана программа для 5-6 классов средних школ. По этой программе ведется преподавание в 40 школах Москвы, Волгодонска, Пензы, Усть-Илимска, Екатеринбурга, Астрахани, Республики Коми. К началу 1997-1998 учебного года еще 20 школ решили вести занятия по данной программе (в Новосибирске, Пскове, Омске, Мурманске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске).
В Ростовской области негосударственное образовательное учебное заведение "Шанс", работая в тесном сотрудничестве с Волгодонской Ассоциацией потребителей, разрабатывает "сквозной" курс потребительского образования, который предусматривает поэтапное, с детского сада и до окончания школы, воспитание грамотного потребителя. Уже в дошкольных группах в игровых формах дети получают первоначальное представление о правах потребителей, в 3-ем классе изучается курс "Азбука потребителя", в 5-7 классах- курс "Азбука потребительских знаний", в 8-10 - курс "Основы потребительских знаний".
Конкурс показал большую заинтересованность преподавательских коллективов учебных заведений всех уровней и самих учащихся в освоении знаний по вопросам защиты прав потребителей, а также еще раз подтвердил
острую потребность учебных заведений в соответствующей учебной литературе, которая не снята до сих пор.
Существует дефицит педагогов и учителей, способных преподавать потребительскую проблематику в учебных заведения всех уровней.
Благодаря инициативе антимонопольных органов организация переподготовки и повышения квалификации учителей-предметников, преподающих вопросы защиты прав потребителей, осуществляется на базе учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования России.
Факультативные занятия, как правило, ведут учителя-предметники. Повышение их квалификации организуют учреждения переподготовки и повышения квалификации работников образования в субъектах Российской Федерации.
Например, для учителей, ведущих в школах курсы права, экономики, обществознания, Ивановский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров проводит проблемные и тематические семинары по 72 часовой программе, часть времени на которых предусмотрена на изучение вопросов потребительского законодательства. Эти вопросы рассматриваются и на курсах повышения квалификации.
Кафедрой гуманитарного образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования разработан спецкурс для учителей «Сущность прав потребителей».
Кроме того, кафедра, изучив опыт школ края, подготовила брошюру «Как изучать курс «Защита прав потребителей», в которую включены теоретико-методологические аспекты изучения законодательства о защите прав потребителей.
В целях популяризации законодательства о защите прав потребителей МАП России и его территориальные управления вместе с органами управления образованием и общественными объединениями потребителей проводят различные конкурсы, которые являются одним из наиболее эффективных способов приобщения учащихся к изучению законодательства о защите прав потребителей.
С 1992 г. на базе Тульского Государственного Университета проводится конкурс «Эко-эрудит» для студентов высших учебных заведений. Проведению конкурса предшествует большая подготовительная и организационная работа: специалисты территориального управления читают лекции для студентов, проводят консультации, организуют «круглый стол» с привлечением представителей контрольных органов (Госторгинспекции, ЦСМ, СЭС и др.). Кроме этого, специалистами управления готовятся игровые ситуации и задачи для проведения конкурса.
С 1998 г. Минобразования России, МАП России и КонфОП проводят Всероссийские конкурсы на знание основ законодательства о защите прав потребителей среди школьников.
Так, например, IV Конкурс проводился в три этапа: региональный, зональный и заключительный (финал).
Территориальные управления МАП России провели большую работу по привлечению к организации первого и зонального этапов конкурса администраций субъектов Российской Федерации, органов управления образованием, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, разъяснению им важности защиты прав потребителей в целом и потребительского образования в частности, а также по координации их деятельности. Достигнутые в ряде субъектов Российской Федерации масштабы потребительского образования обусловили поэтапное проведение конкурса даже в территории (Орловская, Нижегородская области и др.), что потребовало значительных усилий территориальных органов по его организации. Специалистами антимонопольных органов разрабатывались теоретические задания для первого этапа конкурса (тесты, «горячая линия»), зачастую решались вопросы проживания, питания, проезда участников, аренды и оформления зала, обеспечения призами и др. Также ими были подготовлены практически все команды, участвовавшие в зональном и заключительном этапах. В зональных соревнованиях, которые прошли в гг. Брянске, Иркутске, Перми, Ростове, Санкт-Петербурге, Саратове, Твери, Томске, Хабаровске и Чебоксарах, принимали участие 64 команды-победительницы первого этапа. К соревнованиям зонального этапа в ряде территорий были приурочены семинары по проблемам защиты прав потребителей.
В заключительном этапе конкурса приняли участие 10 команд-победителей зональных соревнований, представлявших Алтайский и Хабаровский края, Белгородскую, Калининградскую, Нижегородскую, Саратовскую, Ростовскую, Тульскую, Челябинскую и Читинскую области. Победителем стала сборная команда г. Дзержинска Нижегородской области, второе место заняла команда Челябинской области, третье – команда Тульской области. Следует отметить, что команды, представляющие Челябинскую и Нижегородскую области, занимают призовые места уже в четвертый раз. Жюри также были отмечены участники команды Хабаровского края, традиционно показавшие лучшие результаты в тестировании в индивидуальном зачете.
Анализ итогов IV Всероссийского конкурса подтверждает, что организация и проведение конкурсов по основам потребительских знаний действительно являются мощным стимулом для расширения внедрения в программы учебных заведений соответствующих курсов.
Специалистами МАП России была оказана большая практическая помощь территориальным управлениям МАП России при организации всех этапов конкурса. Они приняли участие в работе жюри, апелляционных и счетных комиссиях второго (зонального) и заключительного этапов, с выездом в 10 субъектов Российской Федерации, в подготовке тестов для зонального и заключительного этапов.
Вместе с тем, принимая во внимание опыт преподавания в учебных заведениях основ предпринимательства, моделирования экономики и менеджмента, а также проведения региональных ярмарок школьных компаний и Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности (проводилась в январе 2001 г. по инициативе Минобразования России), МАП России внес в Минобразование России предложение о преобразовании Всероссийского конкурса по основам потребительских знаний во Всероссийский олимпиаду по основам предпринимательства и потребительских знаний. Такая олимпиада прошла с 1 по 5 апреля 2002 г. в г. Москве. Тесты и задачи к олимпиаде были подготовлены специалистами МАП России. В олимпиаде приняли участие 153 школьника из более чем 30 субъектов Российской Федерации, а также из Белоруссии, Казахстана, Украины, Литвы, Латвии.
Вместе с тем приходится констатировать, что работа по развитию потребительского образования пока не носит системного и обязательного характера. Недостаточна заинтересованность в этом вопросе Минобразования России, органов управления образованием в некоторых субъектах Российской Федерации (Ульяновская, Камчатская области, Алтайский край, Республика Хакассия и др.).
В настоящее время большинство учащихся покидают школу, имея в лучшем случае лишь фрагментарные знания и слабые навыки в области защиты прав потребителей, необходимые каждому человеку.
Крайне сложно решаются вопросы обеспечения учебных заведений учебной и методической литературой. Имеющиеся программы, методические материалы, учебные пособия разработаны в инициативном порядке или самими преподавателями, или специалистами антимонопольных органов, или общественными объединениями потребителей. Из-за отсутствия средств издание их в достаточном количестве затруднено.
Не организована на постоянной основе подготовка преподавательских кадров по потребительской тематике, в связи с чем они не имеют возможности совершенствоваться и развивать свои знания.
В целях усиления внимания Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей, придания положительной динамики процессу обучения населения потребительской культуре поведения в приоритетных направлениях национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001-2010 годы, одобренных Межведомственным советом по защите прав потребителей 26 февраля 2001 г. и представленных в Правительство Российской Федерации, на первое место поставлено информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей и на второе - организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.
Первый приоритет : информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей
Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.
Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем.
Информирование и просвещение населения целесообразно осуществлять в трех плоскостях:
1. Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы.
При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности.
Должны найти широкое применение образовательные программы, нетрадиционные методы обучения, новые информационные средства для максимально возможного вовлечения в образовательный процесс различных групп потребителей.
2. Для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей необходимо ее обеспечение квалифицированными кадрами, что особенно актуально для муниципальной и общественной ветвей системы.
В этих целях целесообразно более широко использовать возможности антимонопольных и других органов государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, для организации стажировок, семинаров и других обучающих мероприятий, обмена опытом работы, получения методической и практической помощи. Необходимо также включение вопросов защиты прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
3. Повышение уровня правовой грамотности предпринимателей, работающих на потребительском рынке, в том числе по вопросам защиты прав потребителей. Для этого необходимо включать вопросы защиты прав потребителей в программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для соответствующих секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг; активнее привлекать органы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органов местного самоуправления, общественных объединений к организации семинаров и других обучающих мероприятий для хозяйствующих субъектов различных секторов потребительского рынка.
Второй приоритет: организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности
Правительством Российской Федерации в стратегии развития России до 2010 г. определены кардинально новые подходы к содержанию общего и профессионального образования, цель которого подготовить человека, социально адаптированного к реальной жизни. В связи с этим особое внимание должно быть уделено внедрению в учебный процесс вопросов защиты прав потребителей, а также воспитанию потребительской культуры учащихся общеобразовательных школ, то есть на этапе формирования мировоззрения и психологии человека.
Кроме того, потребительское образование школьников воздействует и на их родителей, открывая тем самым новые каналы для просвещения разных поколений потребителей и закрепления обычаев потребительского поведения в семейном воспитании.
Наконец, такое образование населения является эффективной мерой предупреждения нарушений прав потребителей, основой добропорядочного предпринимательства.
Для этого предстоит решить ряд основополагающих задач:
а) осуществить государственную поддержку процесса обучения основам потребительских знаний, включив их в государственные образовательные стандарты на федеральном и региональном уровнях, в учебные планы и программы;
б) обеспечить образовательный процесс учебниками и учебно-методической литературой;
в) организовать на постоянной основе подготовку и повышение квалификации преподавателей;
г) совершенствовать с учетом развития экономики содержание курсов по вопросам защиты прав потребителей, изучаемых в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, готовящих специалистов для работы на потребительском рынке страны.

В комплексе мер по реализации приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей, который разработан с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений потребителей, в частности по указанным приоритетам предусмотрено:
- подготовка и издание брошюр, плакатов, календарей и другой печатной продукции, производство научно-популярных и учебных фильмов. в целях разъяснения различным группам потребителей актуальных вопросов реализации политики в области защиты прав потребителей, в том числе безопасности и качества продукции, работ и услуг;
- организация и проведение семинаров и других форм повышения квалификации по вопросам защиты прав потребителей и качества товаров, работ, услуг специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, предпринимателей и других категорий;
- - включение вопросов по основам законодательства о защите прав потребителей и о качестве товаров ( работ, услуг) в обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки основного и среднего (полного) общего образования;
- - разработка примерных программ факультативных и специальных курсов по основам потребительского образования для основной и средней (полной) общеобразовательной школы;
- - разработка учебно-методических комплектов по основам потребительской грамотности, включая пособия на основе компьютерных информационных технологий и видеоматериалов;
- - включение вопросов по основам законодательства о защите прав потребителей в задания Всероссийских олимпиад и конкурсов по экономике, праву, обществоведению, технологии, основам предпринимательской деятельности;
- - включение вопросов законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования;
- - подготовка рекомендаций образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования и высшим учебным заведениям, осуществляющим повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, о внесении в программы обучения по направлениям социально-экономической политики и права вопросов защиты прав потребителей;
- - включение вопросов о защите прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации учителей;
- - привлечение учащихся, изучающих основы потребительских знаний, к мероприятиям по информированию населения, проведению потребительских исследований и др., проводимым федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей.
Приоритеты в сфере защиты прав потребителей в России созвучны международным рекомендациям, закрепленным в резолюциях Международной конференции стран СНГ в Бишкеке (1-2 октября 2001 г.) и
Совещания экспертов по вопросу «Интересы потребителей, конкурентоспособность, конкуренция и развитие» в Женеве (17-19 октября 2001 г.). В этих документах сделан акцент на образовательной и информационной работе правительственных и неправительственных структур, разработке программ по информированию и просвещению населения, особенно в сельских районах, необходимости включения курсов по просвещению потребителей в учебных программы формального и неформального образования.
Особо подчеркнута роль ассоциаций потребителей в просвещении потребителей, перед которыми поставлена задача в сотрудничестве с правительствами, предпринимательским сектором, международными организациями, научными кругами и другими организациями гражданского общество разработать учебные и информационные программы в целях обеспечения консолидации усилий по повышению благосостояния потребителей.
КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД)


Совещание экспертов по вопросу: "Интересы потребителей, конкурентоспособность, конкуренция и развитие"
Женева, 17-19 октября 2001 года.
Пункт 3 повестки дня:
РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ И КОНКУРЕНЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ И УСКОРЕНИИ РАЗВИТИЯ
Результаты работы Совещания экспертов: Совещание экспертов сформулировало следующие предложения по вопросам, которые должны учитываться в работе ЮНКТАД по проблематике, касающейся интересов потребителей, конкурентоспособности, конкуренции и развития.
1. Совещание экспертов позволило провести плодотворный обмен опытом и знаниями по вопросу о значении законодательства и политики в области конкуренции и политики по защите интересов потребителей для: повышения конкурентоспособности развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В ходе дискуссии был рассмотрен соответствующий опыт стран-участниц в осуществлении политики в области защиты интересов потребителей и конкурентной политики, включая вопросы: приватизация и дерегулирование государственных предприятий общественного пользования; последствия глобализации для трансграничной антиконкурентной практики; государственная политика и укрепление потенциала национальных и региональных традиций и культурных особенностей в качестве контекста, с учетом которого должно определяться содержание политики в области защиты интересов потребителей и конкуренции и механизмы их осуществления:
2. Участники совещания признали, что глобализация и дерегулирование рынков товаров и услуг может способствовать улучшению положения потребителей во многих странах, но вместе с тем они также отметили, что эти процессы приводят к возникновению серьезных проблем, если рынки не обеспечивают защиты интересов потребителей и не дают УМ доступа к механизмам для защиты их прав. В качестве проблем, заслуживающих особого внимания в данном отношении, была отмечена конкуренция среди развивающихся стран за привлечение иностранных инвестиций, а также проницаемость границ для незаконного импорта в некоторых странах.
3. Участники совещания признали, что приватизация и дерегулирование в развивающихся странах (в особенности в наименее развитых из них) и стремление ограничить роль правительств на рынках могут осуществляться одновременно с заботой об интересах потребителей и с учетом необходимости создания институциональной и правовой базы для защиты их прав. В то же время: было отмечено, что в некоторых случаях приватизация и дерегулирование имели место без должного учета интересов потребителей и зачастую при отсутствии институционального и правового механизма для их защиты. В результате этого процессы дерегулирования и либерализации привели к тому, что потребители в развивающихся странах и странах с переходной экономикой столкнулись с такими проблемами, как небезопасные товары и услуги и мошенническая деловая практика.
4. Было также признано, что национальные режимы в области защиты интересов потребителей должны быть направлены на защиту их прав и распространение устойчивых структур потребления без создания необоснованных ограничений для предприятий в целях обеспечения развития и расширения эффективных рынков.
5. Участники совещания отметили, что надлежащее осуществление политики в области защиты конкуренции и интересов, потребителей может внести решающий вклад в повышение конкурентоспособности и достижение устойчивого развития.
6. В свете этих выводов участники совещания экспертов сформулировали следующие Рекомендации для рассмотрения Комиссией по торговле товарами и услугами и по сырьевым товарам на ее шестой сессии, которая состоится в Женеве 4-8 февраля 2002 года.
А. На национальном и региональном уровнях
7. Правительствам предлагается безотлагательно принять необходимые меры для осуществления Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей (1999 года) и в этой связи включить вопросы защиты прав потребителей в свою макроэкономическую политику и правовые механизмы. В данном отношении правительствам следует учитывать интересы потребителей и активно их отстаивать в ходе переговоров при присоединении к обязательным международным соглашениям.
8. Правительствам следует разработать и осуществлять политику в области конкуренции и политику по защите интересов потребителей, обеспечивая их взаимодополняемость, в целях содействия повышению благосостояния потребителей, формированию конкурентных рынков, повышению конкурентоспособности и ускорению развития.
9. Правительствам следует учитывать мнения и интересы потребителей на всех уровнях процесса разработки политики и принятия решений, и в этой связи им следует создать специальные механизмы и каналы для налаживания диалога с потребителями и организациями, представляющими их интересы. Правительствам предлагается создать механизмы, делегирующие некоторые согласительные и арбитражные функции в связи с защитой интересов потребителей.
10. При применении законодательных и других регулирующих положений в области защиты интересов потребителей правительствам следует уделить должное внимание обеспечению того, чтобы соответствующие меры отвечали интересам всех слоев населения, в частности это касается неформального сектора и бедных слоев.
11. Учитывая необходимость просвещения потребителей в сельских районах и неграмотных потребителей, правительствам следует в соответствующих случаях разработать программы по информированию и просвещению потребителей и/или содействовать разработке таких программ.
12. Правительствам следует принять необходимые меры для создания судов по делам потребителей.
13. Правительствам предлагается принять меры по борьбе с производством и реализацией некачественной и небезопасной продукции, включая развитие черных рынков, на которых реализуется такая продукция.
14. Правительствам следует предпринять необходимые шаги для исключения курсов по просвещению потребителей в учебные программы формального и неформального образования.
15. Предприятия должны соблюдать соответствующие законодательство и нормативные положения стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а также надлежащие положения международных стандартов.
16. Предприятия должны соблюдать положения принятого под эгидой ООН Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, и в частности его раздела I) "Принципы и правила в отношении предприятий, включая транснациональные корпорации».
17. Каждая организация частного сектора должна принять кодекс поведения для: своих членов в целях, поощрения соответствующей профессиональной этики с учетом законодательства в области конкуренции.
18. Ассоциации потребителей и их представители должны полностью ознакомиться с Руководящими принципами ООН для защиты интересов потребителей, с тем чтобы играть свою роль в просвещении потребителей, в частности, в неформальном секторе, и тем самым способствовать осуществлению этих руководящих принципов.
19. Ассоциациям потребителей рекомендуется проявлять активность в их взаимоотношениях с правительственными и неправительственными учреждениями и с деловыми кругами в целях осуществления и защиты интересов и мнений потребителей.
20. Ассоциациям потребителей следует в сотрудничестве с правительством, предпринимательским сектором, международными организациями, научными кругами и другими организациями гражданского общества разработать совместные региональные учебные и информационные программы в целях обеспечения синергизма в усилиях по повышению благосостояния потребителей.
В. На международном уровне
21. ЮНКТАД следует призвать международных партнеров по развитию оказывать техническую и финансовую помощь в области укрепления людских ресурсов и институционального потенциала для разработки и осуществления политики по защите интересов потребителей. В данном отношении финансирующим организациям и внешним донорам предлагается вносить добровольные взносы для достижения этих целей.
22. Участники совещания экспертов с удовлетворением отметили особое значение и ценность работы, осуществляемой ЮНКТАД в области законодательства и политики по вопросам конкуренции и защиты интересов потребителей.
23. ЮНКТАД следует укрепить свой институциональный механизм и содействовать защите интересов потребителей в целях наблюдения за осуществлением Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей.
24. ЮНКТАД следует создать совещания экспертов по вопросу о защите интересов потребителей и регулировании сектора предприятий общественного пользования и по международным механизмам в области защиты интересов потребителей, в том числе в связи с такими вопросами, как трансграничные операции, трансграничная мошенническая практика, электронная торговля и т.д.
25. ЮНКТАД следует оказывать странам участницам по их просьбе техническую помощь в принятии или пересмотрю и улучшении применения законодательства в области защиты интересов потребителей и конкуренции и в осуществлении Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей, расширенных в 1999 году. При наличии ресурсов ЮНКТАД следует оказывать помощь также организациям потребителей в данном отношении.
26. ЮНКТАД должна сотрудничать с другими соответствующими международными организациями и ассоциациями потребителей в целях проведения обзора осуществляемой работы, распространения информации и обеспечения синергизма в усилиях по выработке комплексного подхода к более эффективному осуществлению Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей.
27. Некоторые эксперты рекомендовали ЮНКТАД продолжить изучение взаимосвязей конкуренцией, интересами потребителей, конкурентоспособностью и развитием с заострением внимания на вопросе о том, каким образом рынки могут обеспечить интеграцию неформального сектора, улучшение положения бедных слоев и создание возможностей для ускорения роста, увеличения занятости и расширения экспортных возможностей.
28. ЮНКТАД следует создать и обеспечить функционирование сети Web-саитов по вопросам защиты интересов потребителей, содержащей информацию о существующей деятельности, политике, организациях и законодательстве в области защиты интересов потребителей, включая региональные и международные соглашения, содержащие положения по этим вопросам.
29. ЮНКТАД следует разработать типовой закон или законы о защите интересов потребителей. GE.01-53168(R)
О Конференции ЮНКТАД


В апреле 2002 г. исполнилось 10 лет со дня введения в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Принятие этого Закона стало важной вехой в становлении Российской Федерации как демократического правового государства в новой истории нашей страны. Будучи на протяжении всего десятилетия наиболее востребованным Законом, он позволяет решать насущные потребительские проблемы граждан и способствует формированию активного слоя гражданского общества.
Развитие потребительской политики является одной из важнейших задач государства, что было подтверждено в резолюции конференции ЮНКТАД, проходившей 17-19 октября 2001 г. в Женеве. По инициативе Российской Федерации в резолюции особое внимание было уделено потребительскому образованию и просвещению, без которых немыслимо развитие правового гражданского самосознания, формирование цивилизованных отношений между потребителями и предпринимателями на рынке товаров, работ, услуг.
В развитие резолюции ЮНКТАД от 19 октября 2001 года по инициативе Всероссийской Лиги Защитников Потребителей, МАП России, территориального управления по г. Москве и Московской области и Костромского территориального управления МАП России, представители которых вошли в оргкомитет по подготовке конференции, была проведена Первая Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению.
В ходе подготовки Конференции оргкомитет установил контакты с аппаратом полномочного представителя при Президенте Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, оказавшим содействие в привлечении внимания к этому мероприятию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минобразования России, Минкультуры России.
Конференция продемонстрировала большую заинтересованность широкой общественности в этом мероприятии. В ней приняло участие более 200 представителей антимонопольных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, библиотек, общественных организаций потребителей и предпринимателей из 30 регионов России, а также из Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Казахстана.
По проблемам, обозначенным в докладах заместителя Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства А.П.Егорушкова, губернатора Костромской области В.А.Шершунова, президента Всероссийской Лиги Защитников Потребителей, руководителя Костромского территориального управления МАП России П.В.Романца, развернулась широкая дискуссия. Конференция обобщила опыт государств-участников СНГ в области просвещения и обучения, определила перспективные задачи в этой сфере и наметила согласованные действия по их реализации.
Итоги обсуждения указанных вопросов легли в основу резолюции, которая единогласно была принята участниками Конференции.
Об Олимпиаде по ЗПП


В целях совершенствования совместной работы антимонопольных органов и органов управления образованием по распространению потребительских знаний и развитию правового гражданского самосознания МАП России и Минобразование России приняли решение (совместный приказ № 11/1456 от 4.01.2002) вместо Всероссийского конкурса по потребительским знаниям ежегодно проводить Всероссийскую олимпиаду по предпринимательской деятельности и потребительским знаниям. С 1 по 5 апреля 2002 г. прошел заключительный этап I Всероссийской олимпиады.
Заключительный этап проходил при участии Международного Центра Экономического и Бизнес Образования. В программу Олимпиады были включены соревнования по трем направлениям: по основам законодательства о защите прав потребителей, по основам экономической теории и по компьютерному моделированию экономики менеджмента. Каждый учащийся принимал участие во всех этапах Олимпиады независимо от того, к какому из них он был наиболее подготовлен.
Управление по защите прав потребителей непосредственно участвовало в подготовке олимпиады и проведении одного из ее направлений – по основам законодательства о защите прав потребителей. Соревнование по потребительским знаниям состояло из двух этапов: тест и решение задач.
В Олимпиаде участвовали школьники из 69 городов и сел 41 региона России, а также школьники из Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии и Эстонии. Всего на олимпиаду приехало 202 человека.
Победителем Олимпиады по основам законодательства о защите прав потребителя стал Тисеев Егор (г. Челябинск).
К Олимпиаде было привлечено внимание руководства и преподавателей ведущих высших учебных заведений, что дало возможность получить школьникам представление о Государственном Университете Высшая Школа Экономики, Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации, Московском Государственном Университете Сервиса и др.
© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT