На главную


Новости


Конкурентная политика на товарных рынках


Конкурентная политика на рынке финансовых услуг


Регулирование деятельности естественных монополий


Контроль рекламной деятельности


Международная деятельность


Государственная поддержка предпринимательства


Контроль деятельности товарных бирж


Защита прав потребителей


Территориальные управления МАП России
Поиск:
Найти

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
11.10.2004
Антимонопольная служба проанализировала правильность проведения конкурса на эксплуатацию водопровода и канализации в Тюмени


Аналитическая записка

по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства при проведении открытого двухэтапного конкурса на эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Тюмени.


В соответствии с Распоряжением Администрации города Тюмени от 12.01.2004 №126 «О проведении открытого двухэтапного конкурса на право рефор¬мирования водопроводно-канализационного хозяйства г. Тюмени» администрацией города Тюмени с 12.01.2004 по 15.07.2004 был проведен открытый двухэтапный конкурс на право эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйст¬ва города Тюмени (далее - конкурс).

Приглашение к участию в конкурсе было опубликовано 30 марта 2004 года в газете «Тюменский курьер».

В соответствии с конкурсной документацией предмет конкурса на первом этапе был обозначен как разработка наиболее приемлемой концепции эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства г. Тюмени.

Заказчиками конкурса определены Департамент координации систем жизне¬обеспечения администрации г. Тюмени и Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени.

Организатор конкурса - Департамент финансов администрации г. Тюмени.

Цель конкурса на первом этапе - определение юридических лиц, предложив¬ших наиболее приемлемые условия эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства г. Тюмени (далее - ВКХ г. Тюмени).

Участникам первого этапа было предложено представить концепцию эксплуа¬тации объектов ВКХ, в которой необходимо отразить:

1 .Предложения по инвестированию городской целевой программы «Обеспе¬чение города питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водо¬снабжения до 2010 года», утвержденной решением Тюменской городской думы от 29.04.1999 №416.

2.Источники финансовых средств на развитие объектов ВКХ г.Тюмени.

3.Предложения по дальнейшей работе или преобразованию предприятия ТМУП ВКХ «Водоканал».

4.Предложения по форме собственности на новые объекты ВКХ, созданные в результате инвестиционной деятельности.

5.Подходы к техническому перевооружению объектов водоснабжения и кана¬лизации г. Тюмени.

6.Трудоустройство работников ТМУП ВКХ «Водоканал».

7.Положения по формированию тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Всего в конкурсе на первом этапе приняло участие 5 хозяйствующих субъек¬тов:

1. ООО «Новогор-Прикамье», г. Пермь.

2. ОАО Корпорация Альт «Региональные инженерные системы», г. Москва.

4. ОАО «Российские коммунальные системы», г. Москва.

5. ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (ОАО «СУЭНКО»), г. Ишим.

В приложении 1 представлено краткое изложение концепций, представленных участниками первого этапа конкурса. В соответствии с протоколом № 5 заседания конкурсной комиссии от 10.06.2004 победителями первого этапа признаны ОАО «СУЭНКО» и ООО «Ново-гор-Прикамье».

Это решение, как впрочем, и любое другое, вряд ли можно признать сколько-нибудь обоснованным, поскольку цель и предмет конкурса были определены нечет¬ко. В конкурсной документации не было определено, в чем и для кого заключается приемлемость проекта:

- в финансовой выгоде для города;

- в социальной защите горожан, как потребителей услуг водоснабжения;

- в защите работников ТМУП ВКХ «Водоканал»;

- в улучшении качества предоставляемых услуг и т д.

На втором этапе конкурса конкурсной комиссией были разработаны две кон¬курсные документации по концепциям победителей первого этапа.

Каждая конкурсная документация содержала оферту соответствующему уча¬стнику конкурса, в которой были представлены дополнительные вопросы к концепции, представленной на первом этапе конкурса, а также требование разъяснений, уточнений отдельных ее аспектов.

Каждому участнику второго этапа конкурса в конкурсной документации было указано на необходимость привлечь консультирующую организацию для оценки предложенных концепций, а именно, заключить договор с ООО «Лекс-Консалтинг» (проект договора был приложен).

На заседании конкурсной комиссии 6 июля 2004 года были вскрыты конверты с материалами, представленными участниками второго этапа конкурса, и принято решение поручить ООО «Лекс-Консалтинг» провести анализ представленных документов и представить экспертное заключение.

На итоговом заседании, 15 июля 2004 года, конкурсная комиссия приняла решение признать победителем конкурса ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания». Основанием для принятия такого решения послужило итоговое эксперт¬ное заключение ООО «Лекс-Консалтинг», из которого следует, что концепция реорганизации ВКХ, предложенная ОАО «СУЭНКО», в большей мере отвечает потреб¬ностям муниципального образования.

При проверке проведения конкурса было установлено следующее.

1. Конкурс был проведен в отсутствие правовых, экономических и социальных обоснований:

Из текста распоряжения Администрации города Тюмени «О проведении от¬крытого двухэтапного конкурса на право реформирования водопроводно-канализационного хозяйства г. Тюмени» от 12.01.2004 № 126 следует, что решение о проведении конкурса принято в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и решениями Тюменской городской Думы от 29.04.1999 № 416 «О городской целевой программе «Обеспечения города Тюмени питьевой вояой и мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 года», от 27.11.2003 № 454 «Об утверждении бюджета г.Тюмени на 2004 год», ст.58 Устава города Тюмени.

Однако указанные в распоряжении решения Тюменской городской Думы, город¬ская целевая программа не предусматривали проведение мероприятий по реформи¬рованию ВКХ г. Тюмени.

В рамках городской целевой программы предусматривается реализация инвести¬ционного проекта. В программе указано, что отбор предложений по реализации ин¬вестиционного проекта будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305. Из этого следует, что конкурс должен был быть проведен по правилам размещения муниципального заказа с соблюдением требований ст.72 БК РФ, ст.54 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде¬рации», ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федера¬ции, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 № 425 (в ред. Указа Прези¬дента РФ от 27.05.1997 № 528) определено, что одним из основных путей реформи¬рования жилищно-коммунального хозяйства является формирование органами ме¬стного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объек¬тов жилищно-коммунального хозяйства.

2. Инициатива проведения конкурса принадлежит Администрации Тюменской области, что подтверждается протоколом совещания Губернатора области с руководителями структурных подразделений администрации области от 11.12.2003 №9. На данном совещании в качестве приглашенных лиц участвовали руководители ряда компаний, в том числе генеральный директор ООО «ТЭНКОМ», осуществляющий управление ОАО «СУЭНКО», объявленного победителем конкурса. Согласно пункту 14 протокола Губернатором области было предписано администрации города (Главе города Киричуку СМ.) в срок до 15.01.2004 подготовить пакет конкурсной документации и объявить инвестиционный конкурс по реформированию и функ¬ционированию ТУМП «Водоканал». При этом нарушен конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значе¬ния, исключающий осуществление исполнительно-распорядительных и контроль¬ных полномочий органами государственной власти субъектов Федерации в отноше¬нии муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Участие в совещании у Губернатора области 11.12.2003 руководителя ОАО «СУЭНКО» и Главы города Тюмени, где рассматривался вопрос реформирования ВКХ, а также определение ОАО «СУЭНКО» победителем в конкурсе, объявленном администрацией города, позволяет сделать вывод о наличии признаков согласованных действий органов государственной власти области, местного самоуправления и ОАО «СУЭНКО». Доказать согласованность действий перечисленных участников не представляется возможным ввиду отсутствия в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» четкого опре¬деления согласованных действий и противоречивой судебной практики. Содержащиеся в протоколе совещания исполнительно-распорядительные ука¬зания в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями, по вопросам их хозяйственной деятельности (ОАО «ТРИЦ», ОАО «Тюменьэнерго»), противоречат нормам законодательства в части свободы экономической деятельности, осуществлении принадлежащих этим хозяйствующим субъектам своих гражданских прав по своему усмотрению (ст. 8, 34 Конституции РФ, ст.1, 9 ПС РФ).

3. В качестве участника разработки конкурсной документации, члена конкурсной комиссии с правом голоса, консультирующей организации и эксперта, мнение которого явилось основанием для объявления конкурсной комиссией победителем ОАО «СУЭНКО», администрацией города Тюмени было привлечено единственное юридическое лицо - ООО «Лекс-Консалтинг». Привлечение этого хозяйствующего субъекта к оказанию перечисленных услуг Администрацией города было произведено в отсутствие муниципального заказа, муниципального контракта, размещаемого на конкурсной основе. Более того, участникам конкурса администрацией города было навязано заключение договоров с ООО «Лекс-Консалтинг» о проведении экспертизы их конкурсных предложений. Тем самым нарушена свобода договора (ст.421 ГК РФ), а в действиях администрации города содержатся признаки нарушения п.1 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в части необоснованного (в нарушение федерального законодательства о местном самоуправлении, бюджетного законодательства) создания для ООО «Лекс-Консалтинг» благоприятных условий хозяйственной деятельности, которые поставили его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке (консультационных и экспертных услуг), и которые имели своим результатом ограничение конкуренции на этом рынке.

4. Победителем конкурса было объявлено ОАО «СУЭНКО», управляемое 000 «ТЭНКОМ». Последнее управляет также ОАО «Тюменьэнергосбыт», являющееся учредителем ОАО «ТРИЦ» совместно с ТМУП «Расчетно-информационный центр» (реорганизованным в МУП «Экологические технологии») и ГУ «Фонд имущества Тюменской области». Согласно конкурсной документации победителя конкурса ОАО «СУЭНКО», последнее предполагает осуществление эксплуатации объ¬ ектов ВКХ г. Тюмени с участием хозяйствующих субъектов, входящих с ним в одну группу лиц (ОАО «Тюменьэнергосбыт» как организация, заключающая агентские договоры с потребителями, и ОАО «ТРИЦ», осуществляющее сбор платежей за коммунальные услуги). Все эти хозяйствующие субъекты (ОАО «СУЭНКО», ООО «ТЭНКОМ», ОАО «Тюменьэнергосбыт», ОАО «ТРИЦ»), контролируются фирмой, зарегистрированной в г. Люксембурге.

5. Согласно конкурсной документации победителя конкурса ОАО «СУЭНКО», предполагается реформирование ВКХ г. Тюмени в два этапа. На 1 этапе - образование простого товарищества на основании договора о совместной деятельности с участием ОАО «СУЭНКО» и ТМУП «Водоканал», первый вносит денежные средства, второй - имущественный комплекс ВКХ. Ведение общих дел возлагается на ОАО «СУЭНКО». На 2 этапе предполагается создание администрацией города Тюмени и ОАО «СУЭНКО» ОАО с вкладом администрации города в виде имущественного комплекса ВКХ г. Тюмени. Отчуждение имущества ТМУП «Водоканал» требует проверки на соблюдение требований ГК РФ (ст. 113) и Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 2, 18, 20) в части неделимости имущества унитарных предприятиях и установленных полномочий предприятия и его собственника по распоряжению его имуществом.

Согласно конкурсной документации второго участника 2 этапа конкурса ООО «Новогор-Прикамье», эксплуатация объектов ВКХ г. Тюмени предполагалась на ус¬ловиях долгосрочной аренды объектов ВКХ. Отчуждение муниципальной собствен¬ности этот проект не предусматривал. Это соответствует распоряжению Админист¬рации города Тюмени от 08.04.2004 № 1780 «Об утверждении программных мероприятий реформирования ЖКГ г. Тюмени», согласно которому в рамках реализации подпрограммы Администрации города Тюмени «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап. 2004-2005гг.) предполага¬лось осуществление передачи муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства г. Тюмени в долгосрочную аренду.

При сравнении конкурсных предложений ОАО «СУЭНКО» и ООО «Новогор-Прикамье» ООО «Лекс-Консалтинг» отметил как преимущество проекта ООО «Но¬вогор-Прикамье» сохранение безусловного права собственности муниципального образования на отданное в аренду имущество и приобретение права собственности муниципальным образованием на созданное в процессе эксплуатации имущество.

В этой части проект ООО «Новогор-Прикамье» соответствовал положениям Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального ком¬плекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 797, согласно которым объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесооб¬разно сохранить в муниципальной собственности.

6. ООО «Лекс-Консалтинг» при оценке конкурсных проектов отметил как по¬ложительный момент проекта ОАО «СУЭНКО» его предложение об осуществлении расчетов с населением через ОАО «ТРИЦ» и, соответственно, дал отрицательную оценку предложению ООО «Новогор-Прикамье» о внедрении собственной системы расчета и начисления платежей (биллинга), сопроводив комментарием: «Это нару¬шит не так давно установленный порядок расчетов через ОАО «ТРИЦ», может вы¬звать новую волну социальной напряженности в отношениях с населением».

Такую оценку вряд ли можно признать справедливой. Социальная напряжен¬ность от деятельности ОАО «ТРИЦ», по-видимому, будет еще продолжаться, пока этот искусственно созданный и явно лишний посредник в отношениях между лица¬ми, оказывающими и потребляющими коммунальные услуги, не будет устранен.


Выводы


1. Конкурс на право реформирования ВКХ г. Тюмени был проведен с наруше¬нием федерального законодательства:

- ст. 12, 130 Конституции РФ в части самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

- ст.8 и 34 Конституции РФ в части свободы экономической деятельности;

- ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в части обеспечения муниципальных нужд на основании муниципального контракта, который в рамках муниципального заказа размещается на конкурсной основе;

- ст.1 и 9 ГК РФ в части свободы экономической деятельности, недопустимости вмешательства в частные дела, осуществления юридическими лицами принадлежащих им прав по своему усмотрению;

- ст.421 Гражданского кодекса РФ в части свободы договора и запрета понуждения к заключению договора;

- ст.54 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части выполнения работ (оказания услуг), связанных с решением вопросов местного значения, в форме муниципального заказа, размещенного на конкурсной основе;

- ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» в части выполнения работ (оказания услуг) за счет средств местного бюджета в форме муниципального заказа, размещенного на конкурсной основе;

- п.1 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в части запрета на необоснованное создание благоприятных условий для одного хозяйствующего субъекта, которые ставят его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, работающими на одном и том же товарном рынке;

- Постановления Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», предусматривающего целесообразность сохранения в муниципальной собственности объектов сетевой коммунальной инфраструктуры;

- Указа Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28.04.1997 № 425 (в ред. Указа Президента РФ от 27.05.1997 №528) в части положений о реализации целей реформирования жилищно- коммунального хозяйства, путем демонополизации и развития конкурентной среды, на основе сформированного органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения. 2. Признание победителем конкурса ОАО «СУЭНКО», которое предполагает осуществление эксплуатации объектов ВКХ г. Тюмени вместе с организациями, входящими в одну группу лиц (включая иностранную компанию), фактически озна¬чает обеспечение ее доминирования на рынке услуг ВКХ г. Тюмени, монопольное влияние на этом рынке и ограничение доступа на этот рынок иным хозяйствующим субъектам, что не отвечает целям и задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которые заключаются в демонополизации и развитии конкуренции на рынке услуг ЖКХ.


Предложения


1. Возбудить дело по факту нарушения п.1 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части необоснованного создания для ООО «Лекс-Консалтинг» условий, которые поставили его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, работающими на одном с ним товарном рынке.

2. О нарушениях федерального законодательства, допущенных при организации и проведении конкурса, не относящихся к компетенции антимонопольных органов, проинформировать правоохранительные и иные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ и федеральных законов.

Заместитель руководителя

управления

Н.Г. Медведева




© Copyright 2002 Министерство РФ по антимонопольной политике
Все права защищены
Разработка сайта:
RBC SOFT